Сарманово и Сармановский район - информационно-развлекательный портал«Крепостное право было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации!»

В.Д. ЗОРЬКИН
Председатель Конституционного суда РФ
Член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции
Горячие новости · Конкурс · Сонник · Карта сайта Tuesday, November 21, 2017
Навигация
САРМАНОВСКИЙ РАЙОН
  Новости
  О районе
  История района
  Села района
  Карта района
  Вид со спутника
  Тел. справочник
  Фотогалерея
  Видео

ПРОЕКТЫ САЙТА
  Личные страницы
  Статьи
  Рус-тат. уроки
  Сарман мэзэклэре
  Алмазхан
  Книга памяти
  Письма
  Фотографии

МЕДИА
  Фото от посетителей
  Файлы и MP3
  Старый Кын
  Развлечения
  Мобильные новости
  SMS
  Ссылки

ОН-ЛАЙН ИГРЫ
  Спортивные
  Симуляторы
  Стрелялки
  Аркада
  Логика
  Прикольные
  Угадай Число!

О САЙТЕ
  Приглашение
  Друзья сайта
  Архив новостей
  Топ-рейтинги
  FAQ

ОБЩЕНИЕ
  ФОРУМ
  СарманЧат
  Знакомства
Случайное фото off
Намаз
Намаз
Сармановский район
Статьи. Топ-5
Путин и Кабаева. С... (64447)
Фонограммы (50557)
Убита дочь Владими... (41673)
Стихи Алмазхана (38288)
Фонограммы - 2 (33464)
Последние статьи off
Опрос
Сколько лет будет идти "вечный ремонт" в Сарманово, а по-простому откат и распил народных средств?

5 лет

10 лет или более

Пока не сменится 3 поколения баранов

Разное off
Тайны названий аулов
В настоящее время в Закамье насчитывается более 1200 населенных пунктов. Более половины их названий вообще не понятны по своему происхождению. Переживая века, названия сел и деревень так менялись, что даже специальные исследования не могут разгадать, откуда они взяты, что обозначают, к какому языку принадлежат. В то же время смысл некоторых названий лежит на поверхности, он доступен всем, от мала до велика.

Закамье – регион с трудной судьбой и сложной историей. В культуре древнего населения края, как считают известные лингвисты и археологи Л.Ш.Арсланов, Е.П.Казаков, К.И.Корепанов, имеются финский, угорский и самодейские пласты. Пришлые этнические группы оставили следы и в топонимии края, в том числе в названиях населенных пунктов. Проникновение сюда разных имен было обусловлено и географическим положением края между Уралом и Поволжьем. В силу исторических обстоятельств в разные времена здесь сталкивались интересы многих народностей: венгров, калмыков, ногайцев, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, татар и русских.

В литературе, справочниках, на картах последнего времени, касающихся нашего края, мы уже не находим названий многих населенных пунктов, которые существовали в XV-XIX веках. Это относится, к примеру, к деревне Катусаз (Катысаз). Такое название существовало с конца XVI века. А в 1850-1860 гг. деревня называлась «Катусаз-Иманово тож». «Слово Катусаз (Катысаз) произошло от татарских слов «каты» («твердый») и «саз» («болото»). Здесь по грамоте 1596 года обосновался человек по имени Байрамхузя. Его потомки, как и он сам, числились в разряде «башкир». Но со временем некоторые из этого рода оказались в разряде «ясачных татар». Один из них – Тимеркай Юсупов в конце XVIII века, точнее 13 июля 1798 года обратился в правительствующий сенат с просьбой о включении его из "ясачных" в башкирское сословие и исключить из подушного оклада. У внука первооснователя деревни Катусаз по имени Исяк был внук по имени Иман. Вот этот Иман, став взрослым, основал рядом с Катусазом новую деревню Иманово. Отсюда пошло название «Катусаз-Иманово тож».

В 1870-1880 годах из Катусаз-Иманова несколько семей переселились на новое место и образовали новую деревню под старым названием, но с прилагательным «Яңа» («Новый»). Сейчас в Сармановском районе существуют населенные пункты Старое Имяново и Новое Имяново, (т.е. «Иске» Имән» и «Яңа Имән»). Здесь «имән» означает «дуб». Это слово не имеет никакого отношения к имени Иман. Дело в том, что после большевистской революции 1917 года «Иман» сменился на «Имән», т.к. «Иман» означает веру в бога, верование, что не приемлемо коммунистической системе. Вот так религиозное слово «иман» («вера») во всех документах сменилось безобидным словом «имән» («дуб»).

Именно в ту пору появилась лашманская повинность, которая легла тяжелым грузом на плечи крестьян. Указом от 31 января 1718 года в ведомство Казанского адмиралтейства «к рубке, к теске и к вывозке корабельных лесов» были приписаны служилые татары, чуваши, мурзы и их дворовые люди. Служилые татары помимо ведения своего хозяйства обязывались, согласно разложенным на лашманские деревни нарядам, выставлять с определенного количества душ конных и пеших работников для заготовки строевого леса для корабельных нужд.
Тяжелой была работа лашманов. Как память о них остались в литературе лашманские баиты. К лашманской повинности вовлекались до 1 миллиона человек. Общая численность лашман по данным 1811 года достигла 943139 душ мужского пола.
Как память об этих временах, на карте Татарстана мы имеем крупный населенный пункт Лашман (Лашманка).

В Мензелинском, Агрызском районах есть деревни, которые носят название Кадрәк (Кадряково). Да, деревни с таким названием имеются и в Арском и в Рыбно-Слободском районах. Жители одних – татары (Мензелинский район), других – марийцы (Агрызский район), третьих – татары и русские (Арский район), четвертых –русские (Рыбно-Слободский район). Этимологию Кадрәк связывают с именем сына хана Кубрата, прямого потомка великого Атиллы в шестом колене.

В летописи византийского монаха Феофана Исповедника, составленной в 810-815 годах приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после себя пятерых сыновей. В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай (Батбаян), второго – Котраг, третьего – Аспарух. Имена двух последних не указываются. Однако некоторые крупные исследователи утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котрач они связывают с одним из болгарских племен – с котрагами. Сыновья Кубрата остались хозяевами южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по Кубани, Аспаруху – верховья этой реки и возвышенность современного Ставраполя.

Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с приближенными и с племенем онагуры ушел на запад и в 681 году создал новое болгарское государство – Дунайскую Болгарию. Это государство в 865 году приняло христианство, а в 894 году славянскую письменность, созданную там братьями Кириллом и Мефодием.
Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Этих болгаров связывают с современными карачаевцами и балкарами.

Третий сын Кубрата, видимо, тоже остался с Батбаем и жил в прилегающих районах Приазовья. Именно его потомки в конце VIII-начале IX веков направились на Среднюю Волгу и основали новое болгарское государство. В Лениногорском районе имеется село Нижние Чершилы (Түбән Чыршылы). Оно знаменито тем, здесь в течении 29 зим учился и преподавал знаменитый богослов, ученый и историк Ризаэддин бине Фахреддин. По произношению название идет от слова «чыршы» – «чыршылы». «Чыршы» – «ель», «чыршылы» – место, имеющее ели. К удивлению, здесь ели вообще не растут. Оказывается, название «Чыршылы» закрепилось за селом только в 40-х годах XX столетия. Вплоть до Великой Отечественной войны этот населенный пункт назывался не иначе, как "Чашеле" или "Чалшеле". Аксакалы так называют его по сей день. Значит, происхождение названия села надо искать именно от слова "чаше" ("чашеле"). Но в словарях татарского языка такое слово отсутствует. Оно и в разговорной речи не встречается.

Но чершилинцы рассказывают, что раньше у местных татар был особый вид овина для сушения сена и снопов искусственной вентиляцией типа шалаша. Крупнейший ученый П.С.Паллас, путешествуя по разным местам Российского государства, записал: «Татары имеют особливый вид овинов, который называется шиши. Таким образом, этимологию названия дер. Чершили надо отнести к слову «чаше» – вида овина, а не к слову «чыршы» – «ель».
Хотя об этом можно и поспорить. В записях того же Ризаэддина Фахруддинова название этой деревни встречается в форме Шалчеле, а не как Шачеле. В связи с этим можно предположить о происхождении названия деревни от названия реки Сульча (Аксубаевский район): Шалчеле – Сульчале. Ведь в тюркских языках буква «с» очень часто переходит в «ш». Не секрет, что названия многих населенных пунктов исходили от рек, на берегах которых они располагаются или когда-то располагались. В Сармановском районе есть деревня Шәрләрәмә (Шарлеарема). Старожилы этимологию названия выводят из "шәлле" (от слова "шаль") и "әрәмә" – "урема". У них есть своя легенда о том, что в этой уреме нашли шаль, оставленную утопленницей – девушкой, которую хотели выдать замуж за старика-богача. Оказывается, все это не так. Слово "Шәрләрәмә" состоит из двух компонентов «шәрлә» + «рәмә». «Шәрлә» от «шарлы» («сазлы») – «болотистая» + «әрәмә» – «урема». Там и поныне имеется урема на болотистом месте. Рядом находится небольшой овраг, который носит название «Шарлы», многие его отождествляют со словом «шарлавык» – «перекат», «водопад», «каскад». Но «шарлык» имеет совсем другое значение: «шарлык» в переводе означает «болотистый овраг».
Важное значение имеет письменная фиксация названий деревень.

Ранние написания названия деревни Старо-Дрюшево (Иске Дөреш), например, читается ни как «Иске Дөреш», а «Өске Дөреш». "Иске" означает «старый», а «өске» – «верхний». Тут есть над чем подумать, тем более, ниже по речке имеется населенный пункт под названием «Тауасты Дөреш» («Подгорно-Дрюшево»). Можно предположить, что первоначально эти деревни населением назывались просто «Өске Дөреш» – «Верхнее Дрюшево» и «Аскы Дөреш» – «Нижнее Дрюшево». Современное написание, если его принять как оно есть, может дать ложное представление о его первоначальном значении, или же оно совершенно лишено смысла. В этом плане показательным является интерпретация такого топонима, как «Сарсаз-Такермяново» («Сарсаз Тәкермән»). «Сарсаз» – весьма распространенный топоним не только в Татарстане, но и за пределами республики (например, в Удмуртии, Самарской области). Этимологию топонима можно объяснить на тюркской основе: «сары» («желтый») + «саз» («болото»). Такое объяснение вполне допустимо, потому что вокруг деревни – болотистые места. И деревня Катусаз (Катысаз), о которой мы уже говорили, находилась очень близко от Сарсаз Такермянова. Но нельзя игнорировать выводы елабужских ученых, которые предлагают иную этимологию, т.е. они полагают, что слово «сарсаз» состоит из двух топооснов угорского и тюрского происхождения: «сар» («сара»), «сарат» («грязь»), «слякоть» + тюрк. «саз» («болото»), т.е. буквально «болото» + «болото».

Кстати, такая модель полностью объясняется и на тюрской основе. Ведь на языке некоторых тюрских племен слово «сар» означало «болото», другие «болото» называли словом «саз». Значит, слова «сар» и «саз» истолковываются одинаково.
Что означает вторая часть названия деревни Сарсаз Такермяново? Жители деревни всерьез объясняют происхождение слова «тәкермән» от «тегермән», – «мельница». Как-будто здесь стояла мельница. Но такое «детское» объяснение дает нам опять целиком ложное представление о его первоначальном значении. Название деревни идет от слова «таукирмән»: «тау» – «гора” + «кирмән» – «крепость». Деревни с таким названием на территории Татарстана были и во времена Казанского ханства. В Сармановском районе всего в настоящее время 68 населенных пунктов. Многим из них уже более 200-300-400 лет. Процветали и крепли, умножая мощь России, и русские деревни. Но в последней четверти XX века они начали пустовать, население уходило в города. Взять хотя бы Языково, основанное в 1801 году родственником друга Пушкина – поэта Языкова – гвардии поручиком М.П.Языковым. Когда-то в селе было около 300 домов, а сейчас в двух домах завершают свою земную жизнь 2-3 бабушки. Такая участь постигла и многие татарские села и деревни.
Топонимы, часть культурного наследия народов, имеют такую же непреходящую значимость, как и памятники материальной культуры. И в них выявляются особенности общественной жизни, быта, родственных, межнациональных отношений.

История любой деревни начинается с выявления ее названия. Ведь многие названия появились и закрепились в конкретной исторической обстановке. Для установления истины необходимо выявить, во-первых, его ареалы, во-вторых, существующие варианты, в-третьих, определить, к какой ономастической категории относится слово, составляющее основу названия, и после этого можно приступить к разгадке тайны названий аулов.


Д.Гарифуллин

23 June 2009 16:39:20 1 Комментариев · 10122 Прочтений Для печати
Комментарии
Равил 17 September 2009 10:25:01
статья интересная, у меня есть некоторые материалы по селам Сармановского района. Многие интерсные для вас сведения вышли в издательствах Уфы. Буквально на днях выходит объеманя монография историка, профессора А.Асфандиряова по селам Мензелинского уезда Уфимской губ, куда собственно и входит Сармановский район
Добавить
Пожалуйста, зайдите на сайт под своим логином для добавления комментария
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей

Зарегистрируйтесь и войдите

Отлично 0% [Нет голосов]
Хорошо 0% [Нет голосов]
Нормально 100% [1 Голос]
Неудовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо 0% [Нет голосов]


Последние активные темы форума
  Форум/Тема Автор Просмотров Ответов Последнее сообщение
Carpet cleanup and alternat...
Сарманово
izihaj 24 0 izihaj
16.11.2017 04:11
Unvanquished uplink credit.
Творчество
ywasipuf 30 0 ywasipuf
11.11.2017 18:48
Discrepancy scrubbers reel...
Просьбы, советы, объявления...
uqaqalyn 35 0 uqaqalyn
08.11.2017 03:42
Rebalanced lengthens cornf...
Сарманово
ahyfohic 42 0 ahyfohic
07.11.2017 20:27
Heavyduty rural declining.
Цифровой мир и Интернет
ucybe 37 0 ucybe
05.11.2017 09:26
Minimal nodes urgently ter...
Сарманово
ixyhyqoni 37 0 ixyhyqoni
05.11.2017 06:50
Roughie abbe supercomputin...
Просьбы, советы, объявления...
egeqyt 61 0 egeqyt
02.11.2017 04:43
Widely disturbances radiog...
Просьбы, советы, объявления...
yqusofa 64 0 yqusofa
29.10.2017 15:08
Vigils reapply degaussing ...
Треп
ezemawib 51 0 ezemawib
29.10.2017 02:18
Whittle ovens foxily amput...
Творчество
yluzizu 64 0 yluzizu
28.10.2017 04:33

Поиск на форуме:
Гость
Имя

Пароль



РЕГИСТРАЦИЯ
НА САЙТЕ


Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
  • Добавить новость
  • Добавить статью
  • Сейчас на сайте off
    Гостей: 17
    На сайте нет зарегистрированных пользователей

    Зарегистрированных: 3338 Новенький(ая): ewivaj
    С Днем Рождения, uqonolow!
    С Днем Рождения, uvoduta!
    Мини-гостевая off
    Вам необходимо зарегистрироваться.

    доктор
    01.11.2017 17:46 [No.10185]
    сармановский сайт забывается...тишина...
    Спартак
    24.09.2017 22:03 [No.10184]
    ГОБЛИНЫ атакуют форум сайта!!!
    лесной
    03.07.2017 23:17 [No.10183]
    В небе, истошно галдя, летают огромные стаи воронья, из сотен, если не тысяч особей. Зачем? Почему? Птицы чуят приближение чего-то нехорошего?
    лесной
    03.07.2017 16:59 [No.10182]
    "Лета в России уже не будет. Прогноз погоды неблагоприятный". В общем собираем чемоданы в Турцию...
    Мухтар
    15.06.2017 18:55 [No.10181]
    Круто на откатах работает администрция района. Все Сарманово в траншеях, отличные бордюры меняют, водопровод, типа... Районным ворам не хватает денег. Пилят бюджет по-наглому.
    Архив гостевой
    Фото. Топ-10 off
    Рейтинг ЛС off
    Последнее фото off
    Обмен ссылками off
    Печать каталогов скидок смотрите на www.printizdat.ru.
    Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с позицией редакции сайта!!!
    Обращаем внимание на необходимость ссылки на сайт при цитировании
    Обратная связь с редакцией сайта
    71586429 уникальных посетителей

    Copyright © and Produced by Sarmanda.ru © 2004-2017