Кряшены
Опубликовано 21 March 2005 01:26:36
Хотя в Сармановском район национальное большинство - татары и основная религиозная конфессия - ислам, но живут счастливо и дружно и другие национальности и приверженцы разных вероисповеданий. Есть в районе и русские, и башкиры, и армяне, и украинцы...
Есть целые отдельные деревни,где компактно проживают представители этнической группы татар - кряшены...
Такие деревни как Ляки, Баткак, Петровка-Завод, Языково - это издавно кряшенские деревни. До недавнего времени они сохраняли свой фольклор, свою самобытность. До сих пор в домах кряшенов можно увидеть древние украшения и одежды ,в которых в старину "щеголяли" их бабушки и дедушки. Правда, есть схожесть в одеяниях, украшениях, в творчестве и фольклоре у кряшенов с другими народностями Поволжья - мари, чувашей, удмуртов. Но, безусловно, свое лицо и уникальность кряшенов есть. И есстественно было бы предположить, что они сохранили и религию, от которой и произошла название этой народности - "кряшены". То есть "крещенные". Хотя многие из кряшенов плохо разговаривают на русском, но в их речи можно услышать только им свойственные наречия и обороты.
Русские миссионеры и Православный Синод, как свидетельствует история, при поддержке боярской Руси, приложили немало усилий, чтоб татары приняли христианство. Особенно во времена царствования "дочерей Петра" это приняло наиболее энергичную форму. В частности, во времена правления Бабушки-Царя. Так называли татары Екатерину II - "Эби патша" (Бабушка-царь).
Были построены и церкви. Вот о некоторых церквях на территории Сармановского района мы сейчас приведем информацию. Есстественно, Время некоторых из них не пощадила.

Деревня Баткак
Михаило-Архангельская Церковь.
Однопрестольный кирпичный храм построен между 1910 и 1914гг. на средства, выделенные Синодом. Приход в Баткаке существовал еще в XVIII в. Прежняя деревянная церковь была выстроена в 1891 г. Синод пошел на столь большие расходы по строительству крупного храма для удержания в православии местных жителей отатарившихся чувашей, попавших под влияние ислама. Однако, ни постройка нового храма, ни назначение священников из татар-кряшен (в 1899-1904 гг. настоятелем храма был известный миссионер, поэт, публицист Давид Григорьев-Саврушевский), ни службы на татарском языке не помогли. После объявления свободы вероисповедания почти все население Баткака перешло в ислам. В 1918г. храм был закрыт.

Ляки
Петропавловская Церковь.
Однопрестольный деревянный храм построен в 1766-1773 гг. К концу XIX в. он обветшал и в 1892г. был основательно перестроен. Сохранился в сильно измененном виде. Храм построен и перестраивался на средства прихожан татар-кряшен

Языково
Михаило-Архангельская Церковь.
Однопрестольный каменный храм построен в 1891 г. на средства елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева (приход существовал с 1817г.). Средних размеров храм, выстроенный в псевдорусском стиле.


Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт