Обучая других, учиться самим
Опубликовано 27 August 2010 10:07:00
Через несколько дней очередной раз прозвенит веселый школьный звонок, школы заполнятся звонкими детскими голосами, отдохнувшими, загоревшими, повзрослевшими учениками, и начнется еще один учебный год, полный забот, проблем, радостей. Ежегодно, по традиции, учительство собирается вместе, чтобы подвести итог работы системы образования, обсудить проблемы, определить приоритеты, поставленные образовательной политикой государства. Прошедший учебный год прошел в непростых условиях.

Администрациям школ, отделу образования, педагогическим коллективам приходилось решать сложные задачи, вызванные модернизацией образования: это кардинальная реструктуризация сети сельских школ, оптимизация штатов. Это переход к штатному режиму проведения единых государственных экзаменов по всем предметам. Конечно, эти масштабные процессы проходили непросто, иногда болезненно, требовали большой ответственности, каждодневного напряженного труда, грамотных экономических решений. И многие директора и педагогические коллективы показали свое понимание, ответственность, гражданскую зрелость.

Районая система образования включает 38 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 18 начальных школ, 16 средних общеобразовательных школ, 5 учреждений дополнительного образования. Базовые школы существенно укрепили свою учебно-материальную базу, приобрели компьютерное, спортивное, учебно-лабораторное оборудование. 12 из них имеют автобусы, организован подвоз учащихся из 21 деревни. В новом учебном году перед базовыми школами стоят еще более важные задачи: это – значительное улучшение качества образования путем повышения инновационной направленности обучения, обеспечения постоянного повышения квалификации и педагогического мастерства учителей, создание комфортных условий для развития каждого ребенка.

Следующее направление – формирование учителя обновленной, изменившейся школы, учителя XXI века. Сегодня с ростом заработной платы, престижа педагогического труда, на фоне сложной обстановки на рынке труда у руководителей образовательных учреждений появилась возможность не просто заполнять вакансии, а отбирать для работы в школе самых профессиональных, талантливых, эффективно работающих учителей. Может быть, это не так заметно на селе, но уже признаки конкуренции появляются. Также важно сегодня иметь систему поддержки эффективно работающего учителя. У педагога, имеющего высокие результаты, должна быть самая высокая зарплата и другие меры поощрения. Новая система оплаты труда станет тем инструментом, который позволит учитывать творческий потенциал педагогов и поощрять положительные достижения в работе.

Каждый педагог должен понять, что мир меняется, меняются приоритеты и запросы общества. Образование должно отвечать новым требованиям. И теперь не стаж педагогической работы, а эффективность педагогического труда становится важным фактором. Это открывает большие возможности для молодых специалистов, вооружённых современными методами преподавания. Постепенно должно приходить осознание необходимости непрерывного, постоянного повышения своей педагогической квалификации. Новые условия финансирования и система оплаты труда требуют от руководителей в высшей мере вдумчивого, хозяйственного подхода.
Школы должны работать в режиме развития – быть в постоянном поиске нового, не останавливаться на достигнутом, быть лидером, иметь свое лицо. Никакие инновации не состоятся без крепких учительских кадров, без инноваций в сознании каждого учителя. Абсолютное большинство учителей понимают, что со старым багажом знаний современный урок не проведешь.

В последние 5 лет значительно выросло число педагогов-лидеров. 16 наших учителей победили в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» и стали обладателями премии Президента РФ в размере 100 тысяч рублей. Один учитель удостоен премии в размере 50 тысяч рублей.
Большую популярность среди педагогов имеют муниципальные конкурсы профессионального мастерства. Ежегодно проводится конкурс «Учитель года». В этом году учитель Джалильской гимназии Гульназ Арсланова стала дипломантом республиканского учительского конкурса. Сайт историков Сармановского муниципального района (создатель – учитель истории Карашай-Сакловской школы Ильдус Махмутов) стал победителем в республиканском конкурсе. В районе были проведены профессиональные конкурсы «Классный руководитель года» (победитель – учитель Джалильской школы №1 Гульшат Салихзянова), «Воспитатель года» (победитель – воспитатель Джалильского детского сада № 6 Ольга Алеакберова), «Наставник года» (победитель – педагог-организатор Сарайлинской школы Алсу Гараева), «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ» (победитель – учитель Старокаширской школы Альберт Маликов). 121 учитель повысили квалификацию. В этом направлении надо шире практиковать дистанционные курсы повышения квалификации, семинары с приглашением преподавателей вузов, мастер-классы своих лучших учителей.

Задача образования – воспитание инициативных, конкурентоспособных, социально ответственных граждан, формирование молодой, талантливой смены с лидерскими качествами. Сегодня особенно актуальна работа по выявлению и развитию одаренных детей, будущих организаторов производства, руководителей. В Сармановской, Джалильской гимназиях, Кутемелинской, Карашай-Сакловской школах, Джалильской школе №2 отлично поставлена научно-исследовательская работа юных, в Азалаковской, Лешев-Тамакской, Саклов-Башской, Альметьевской, Каташ-Каранской школах раскрываются творческие способности детей, в Старокаширской, Сармановской, Джалильской школе №2 делается очень много по развитию физической одаренности учащихся. Тому доказательство – призовые места в предметных олимпиадах, конкурсах, в спортивных соревнованиях, в научно-практической, поисковой деятельности. 2010 год знаменуется важным событием – 65-летием Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник стал для всех символом национальной гордости, славы, доблести и беспримерного подвига нашего народа.

В рамках плана работы во всех образовательных учреждениях района созданы отряды по благоустройству памятников и обелисков павшим героям Великой Отечественной войны,активизирована работа тимуровских отрядов для оказания шефской помощи ветеранам, в ходе каждого классного часа введен 10-минутный информационный блок, посвященный Великой Отечественной войне, проводятся внеклассные мероприятия с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. В течение учебного года были организованы муниципальные конкурсы, проведены спортивные соревнования по лыжным гонкам на призы Героев Великой Отечественной войны, проведены встречи с "афганцами", уроки мужества, игра «Зарница» и т.д.

12 февраля в районе был дан старт Году учителя. Состоялось торжественное открытие Года учителя, куда были приглашены учителя-ветераны, молодые специалисты и общественность района. В школах были организованы тематические экспозиции, выставки, посвященные лучшим учителям, ветеранам ВОВ, ни один учитель-ветеран, труженик тыла не остался без внимания.
Разработано Положение о Книге почета работников образования. Проведены конкурсы творческих работ «Мой любимый учитель», «Если бы я был учителем», «Моя первая учительница». При содействии местного радио организуются регулярные радиопередачи «Скажи учителю спасибо». В газете «Сарман» была открыта постоянная рубрика об учителях.
В целях создания условий для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, повышения качества предоставляемых образовательных услуг, стимулирования роста профессионального мастерства педагогов, повышения престижа профессии учителя и в рамках Года учителя в республике объявлена акция « Компьютер –учителю».

В результате этого конкурса каждый учитель семи школ-победителей получил по ноутбуку. В целях реализации республиканской программы «В год учителя каждому учителю – ноутбук» «Таттелеком» объявил акцию «Учительский» для подключения ноутбуков победителей к сети Интернет по низким тарифам.
Год Учителя продолжается. Впереди еще много запланированных мероприятий, которые включают организацию новых передач и рубрик в СМИ, организацию встреч делегаций педагогических работников Азнакаевского, Муслюмовского районов с целью обмена опытом, чествования талантливой молодежи, награждение учителей, подготовивших победителей предметных олимпиад, конкурсов, организацию экскурсий для учителей в памятные места и т.д.
Сейчас вся система отечественного образования, как, впрочем, и любая другая сфера деятельности, переживает этап серьёзного реформирования.

В настоящее время в начальном школьном образовании существуют 3 типа обучения: традиционный и прогрессивные системы общего развития школьника Л. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова.
В каждом из этих видов обучения присутствует свой универсальный методический комплект. В последнее время большое распространение получает универсальный методический комплект, который был создан на основе научных идей развивающего обучения Л.Занкова и Д. Эльконина – В Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально–ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника (поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, восьми лет), разный уровень развития, особенности восприятия школьника. В 2010-2011 учебном году 2 класса Сармановской гимназии начнут работать по новой программе.

Воспитанием детей в районе занимается огромная армия воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Важнейшее направление национального проекта «Образование» – повышение качества воспитательной работы, выплата дополнительного вознаграждения классным руководителям.
Лучше всего социализация личности подростка происходит в практической деятельности. Поэтому нужно развивать самоуправление и самоорганизацию, поддерживать научно-техническое, художественное творчество, туризм, исследовательские проекты, общественно-полезный труд. 1345 (30,06%) школьников охвачены учреждениями дополнительного образования. В районе хорошо поставлена работа по художественно-эстетическому воспитанию, физкультуре и спорту.

Особое внимание уделяется организации свободного времени учащихся в период каникул. В период летних каникул в 29 общеобразовательных учреждениях были организованы пришкольные лагеря. В лагерях «Дружба»,«Жемчужина», «Саулык», санатории-профилактории «Джалиль» отдохнули около 300 детей. 13 одаренных учащихся отдохнули в республиканских профильных лагерях «Сәләт», «Орбиталь», «Биосфера», «Мирас», «Интеллект». 170 детей – лагере «Шифа», 55 детей в лагере «Шәфкәть» и т.д.
В ходе подготовки к новому учебному году выполнены многие подготовительные и ремонтные работы. Приобретены строительные и лакокрасочные материалы, а также оборудование на сумму 2 млн. 108 тыс. 765 рублей. На приобретение котлов, насосов, газовых счетчиков, выделено 674436 рублей.

Самой острой проблемой на сегодняшний день остается лицензирование учреждений образования. Основное требование для получения лицензии на образовательную деятельность – это наличие положительного заключения, выданного в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений для ведения образовательной деятельности.
22 школам и 33 дошкольным образовательным учреждениям предстоит обновить лицензии. В районе функционируют 38 дошкольных образовательных учреждений разных видов и категорий, в которых воспитывается 1697 детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет. Охват дошкольным воспитанием составляет 70%.

Педагоги организуют педагогический процесс с учетом особенностей психического здоровья, физиологического и социального развития детей-дошкольников. Внедряются новые формы их закаливания и оздоровления. Организуются совместные занятия, беседы и игры с родителями по формированию здорового образа жизни. Результат таких работ – хороший показатель в республике по количеству пропущенных дней по болезни одним ребенком. Необходимо отметить организованную работу руководителей Петровско-Заводского, Джалильского №5, Муртыш-Тамакского, Сармановского №3, Старокаширского, Кутемелинского детских садов. Несмотря на небольшой опыт работы, хорошие результаты показывают руководители Янурусовского, Азалаковского, Кавзияковского, Альметьевского детских садов.

Чтобы детский сад жил, успешно воспитывал детей, необходим сплоченный, ответственный коллектив единомышленников, который постоянно развивается и совершенствуется.
Отдел образования создает необходимые условия для самореализации и творческого роста педагогов, поддерживает высокий уровень участия и результативности педагогов в профессиональных конкурсах, конференциях.
В рамках реализации национального проекта «Образование» был проведен муниципальный конкурс «Воспитатель года-2010». Детский сад №5 п. Джалиль, приняв участие в республиканском конкурсе «Детский сад года», занял 3 место.

Начинается новый учебный год. Мы должны поставить перед собой новые, еще более сложные задачи. Это: дальнейшее развитие дошкольного образования, расширение охвата, развитие альтернативных форм дошкольного образования. Обеспечение комфортных и безопасных условий во всех образовательных учреждениях. Продолжение процесса оптимизации школ, укрепление базовых школ, сокращение неэффективных расходов, экономное и бережное ведение своего «хозяйства». Совершенствование подготовки к ЕГЭ. Расширение олимпиадного движения, активная работа с одаренными детьми. Широкое использование в работе информационных технологий, сети Интернет. Формирование патриота своей родины с высокими нравственными качествами, культурой.

Каждую секунду в наш мир приходит 3 новых человека. И каждого ждет свой уникальный и неповторимый путь. Наша задача – помочь этому человеку не просто состояться, а обрести своих учителей жизни.



З. Гилязова, начальник отдела образования.




Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт