Траектория ее судьбы
Опубликовано 04 April 2010 13:09:00
«Дай вам бог много радостей за то, что меня навестили», – такими словами встретила гостей Зайнап-апа Мавлетова, отметившая 26 марта свой 100-летний юбилей. Поздравить ее пришли заместитель главы района Гульфира Саляхова и заместитель главы Сармановского сельского поселения Ильгиз Давлетшин. Гульфира Сунгатовна вручила Зайнап-апа поздравительное письмо М.Шаймиева, передала поздравления и искренние пожелания главы муниципального района Н.Закирова и вручила подарок. А И.Давлетшин преподнес ей в подарок пуховое одеяло.

«Слава богу, мама намного сообразительнее, решительнее и даже здоровее меня», – не может нарадоваться сноха бабушки Зайнап Флера-апа. Действительно, отметившей на днях свой вековой юбилей Зайнап-апа ни за что не дать ее годы. Даже и в этом возрасте передвигающаяся на своих ногах и способная ухаживать за собой бабушка Зайнап к тому же и говорит четко, внятно. Она хорошо помнит все события своей жизни и рассказывает их по порядку, словно нанизывая на нить бусинку за бусинкой.

…Она родилась в д.Лешев-Тамаково в семье Мавлетхузи-абы и Шамсии-апа. Другие дети умерли еще в младенческом возрасте, в живых остались старший брат Миннехузя и младшая сестра Уркия. Мавлетхузя-абы участвовал в I Мировой войне. «Когда ваш отец ушел на войну, я осталась с двумя детьми на руках», – рассказывала мать Зайнап-апа. Зайнап-апа хорошо помнит и голод двадцать первого года, оборвавшего жизни многих людей. «Было очень трудно. В тот год хлеб не уродился, на полях ничего кроме лебеды не выросло», – говорит она. В самом начале коллективизации ее родители вступили в колхоз. Зайнап-апа и сама рано начала работать в колхозе. В школе она не училась (такое уж было время), а лишь получила религиозные уроки у абыстай. С установлением советской власти было запрещено и религиозное обучение, муллу и абыстай изгнали из деревни.

Бабушка Зайнап бралась за любую работу. Участвовала в уборке урожая, вязала снопы. В двадцать четыре года вышла замуж за своего односельчанина – парня по имени Хуббихузя. Ну а отец Зайнап-апа, забрав с собой ее сестру Уркию, отправился в Пермский край. Через некоторое время вернулся, чтобы забрать и жену. После этого Мавлетхузе-абы уже не суждено было вернуться в родные края – он заболел и умер. А мать Зайнап-апа снова вернулась в Лешев-Тамаково. Однако вскоре судьба вновь забросила ее на чужбину – она уехала вслед за сыном в Казахстан. Жизнь, казалось бы, начала налаживаться, но тут Германия вновь развязала войну. В один из дней у ворот Зайнап-апа остановился путник на лошади, запряженной в телегу. «Узнаешь?» – спросил он ее, показав на телегу. Но женщину, лежавшую на телеге, Зайнап не узнавала. «Доченька, родная, это же я», – сказала та обессилевшая и вконец исхудавшая женщина. И только после этого Зайнап заметила в ней черты своей матери и, подняв ее на руки, отнесла в дом.

Когда сына забрали на фронт, женщина с работавшими в тех краях супругами – уроженцами д.Яхши-Караново – направилась в родные края. Это был долгий, тяжелый, полный мытарств путь. Видимо, у них не было денег на билет на поезд или другой вид транспорта, поэтому они возвращались из Казахстана пешком целых два года, и чего им только не пришлось пережить за это время. «Этот уроженец д.Яхши Караново, наверное, был очень хорошим человеком. Он не бросил маму, несмотря ни на что», – рассказывает Зайнап-апа.

А вот ее брату не суждено было вернуться с фронта, Хуббихузя же пропал без вести. Зайнап-апа одна вырастила двоих детей. Труд помогал ей пережить все горести и печали. А время было такое, что, по ее словам, после дойки коров шли собирать сено, затем снова – доить коров. За добросовестный труд Зайнап-апа была удостоена званий «Ударник социалистического труда», «Ветеран труда», награждена ценными подарками. Женщина, оставшаяся без мужа с двумя детьми на руках в ветхом доме, вырастила из теленка корову, потом продала ее, купила на эти деньги сруб и построила дом. Когда же дети встали на ноги, построили дом побольше. Зайнап-апа держала овец, корову, выращивала гусей.

На своем веку она видела немало горя и печали. Например, ее сын Анвар и дочь Аниса так и не смогли, радуясь внукам, насладиться спокойной старостью – после выхода на пенсию они прожили недолго. Единственным утешением Зайнап стали их дети – ее внуки. Дети всю жизнь прожившей в Чистопольском районе Анисы-апа то и дело приезжают в Сарманово навестить свою бабушку. Вышедшая замуж за Анвара-абы с двумя детьми от предыдущего брака Флера-апа, достойно проводила мужа в последний путь. А Анвар-абы в свое время воспитал ее детей как своих родных. Вот только жизнь Айдара оказалась слишком короткой. Ну а Атлас, Ленар и Данияр живут в Сарманове, у каждого из них – своя семья, дети.

сегодня Зайнап-апа живет в доме своей невестки Флеры. Все трое внуков очень любят свою бабушку, а когда Флера-апа болеет, по очереди забирают бабушку к себе.
Во время нашей беседы с бабушкой Зайнап и Флерой-апа к нам присоединился Данияр. Он говорил о своей бабушке с необычайной теплотой, любовью и восхищением.
С наступлением весны Зайнап-апа всегда первой в деревне мыла свои окна. Да и с генеральной уборкой дома она всегда всех опережала. К приезду детей и внуков ее дом сверкал чистотой, половина картошки на огороде была убрана, за неделю была наколота и аккуратно сложена в дровницу машина дров. Да и сейчас она старается никого не утруждать просьбами: с утра приводит себя в порядок и даже присматривает за приболевшей снохой.

Несмотря на то, что Зайнап-апа жалуется на плохое зрение, осенью она даже выходит в сад и собирает яблоки. А года два назад произошло одно очень важное для всех событие – прояснилась судьба пропавшего без вести Хуббихузи-абы: в одной из республиканских газет была опубликована статья о нескольких без вести пропавших на фронте уроженцах Сармановского района, в которой просили родственников обратиться в музей при Казанском Кремле. Таким образом, после стольких лет стало известно о том, что Хуббихузи-абы участвовал в сражениях под Воронежом, где попал в плен и погиб в фашистком концлагере. В найденной следопытами фашистской картотеке содержались сведения даже о том, что его жену зовут Зайнап, и о том как она выглядит.

Бабушка Зайнап довольна своей сегодняшней жизнью. «Я живу словно в раю. Дай бог здоровья моей снохе Флере», – говорит она. Зайнап-апа безмерно рада тому, что ее сноха, будучи очень доброй женщиной, к тому же соблюдает все религиозные каноны, тепло относится к своей свекрови, что у нее заботливые внуки и что ее окружают лишь добрые люди. Ее столетний юбилей – праздник не только для ее семьи и близких, но и для всех жителей улицы Сайдашева и даже для их бывших соседей. Анур и Гульсина Гайнемовы, Валентина Саетшина, Венера Калимуллина, Гузель Кузьмина всегда справляются о ее здоровье. Айдар-Сирена, Назип-Рашида, Мусавир-Кадрия, Назиля-Фанис – тоже словно близкие родственники.
«На нашей улице живут одни хорошие люди. Да и бывшие соседи нас не забывают. Спасибо им большое», – говорит Флера-апа. Ну а мне кажется, что люди тянутся к Зайнап-апа не только из желания сделать добро, но и из чувства восхищения ее чистой и светлой душой.



З.Шарипова




Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт