ЖКХ: Вопросы и ответы
Опубликовано 22 March 2010 09:18:00
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги на сегодняшний день – один из животрепещущих вопросов для всего общества. Их постоянный рост вызывает недовольство населения. Как можно урегулировать сложившуюся в этой сфере ситуацию, и что для этого предпринимается в нашем районе?

Для того чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, мы встретились с работниками организаций, предоставляющих данные услуги, членами комиссии Исполнительного комитета по регулированию тарифов, надбавок на товары и услуги коммунального комплекса и попросили их ответить на несколько вопросов. Предлагаем эту беседу вниманию наших читателей. – Тарифы на жилищно-коммунальные услуги продолжают расти, а вместе с ними – и долги населения. Недовольство людей понять можно : доходы населения не увеличиваются, на работе пугают сокращениями. Ситуация обостряется все больше.

Марат Яхин, начальник отдела территориального развития, член комиссии по регулированию тарифов, надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
– Да, снижение уровня доходов населения на фоне постоянного роста цен на энергоресурсы приводит к обострению вопроса ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сложившаяся ситуация тревожит и главу муниципального района Н.Закирова. Им контрольно-счетной палате было дано поручение совместно с отделом территориального развития Исполнительного комитета изучить нормативно-правовые основы, структуру, порядок формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Работа в этом направлении продолжается и сегодня.

Тарифы регулируются на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Федеральная служба по тарифам утверждает оптовые цены на газ, предельные тарифы на электрическую и тепловую энергию. А также при условии принятия соответствующих решений правительства, утверждает предельные индексы для организаций коммунального комплекса. Комитет Республики Татарстан по тарифам устанавливает, с учетом оптовых цен на газ, розничные цены на газ для населения, тарифы на электроэнергию, теплоэнергию, утверждает предельные индексы изменения тарифов на водоснабжение, водоотведение, утилизацию ТБО и т.д. Предельные индексы утверждаются для каждого муниципального района. Цены в нашем районе регулирует Исполнительный комитет.

Принятие тарифных решений на 2010-й год основывалось на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы. На изменение роста тарифов повлияли такие факторы как увеличение затрат, связанных с ростом цен на газ, электроэнергию; исполнение закона о реформировании и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики, согласно которому необходимо уйти от «перекрестного субсидирования», когда за низкие тарифы для населения расплачивались промышленные потребители; передача функций предоставления услуг водоснабжения от исполкомов сельских поселений специализированным организациям, установление высоких цен на выполнение капитального ремонта. В среднем по району стоимость набора жилищно-коммунальных услуг на 2010 год составил 57,9 рублей на 1 квадратный метр (по сравнению с 2009 годом рост составил 11 процентов). Тариф на электрическую энергию утвержден на уровне предельно минимального с ростом 9,85 процента по отношению к 2009 году и составил 2,23 рубля за 1 кВт/час. Утверждено поэтапное повышение розничной цены на газ: с 1 января – с ростом на 2,7 процента, с 1 апреля – на 14,7 процента. При этом учтены тарифные решения об утверждении оптовых цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям. Тариф на услуги водоснабжения остался на уровне 2009 года и в среднем по району составляет 24,6 рубля за 1 кубометр.


– Несмотря на то, что тарифы на услуги водоснабжения остались на прежнем уровне, в поселке Джалиль они очень высокие. Есть ли изменения в регулировании этих тарифов?
Альберт Ахметгалиев, директор Джалильского предприятия тепловых сетей:
– Мы ежедневно контролируем и анализируем обеспечение населения теплом, холодной и горячей водой, газом и электричеством. С установлением счетчиков воды значительно снизились объемы ее потребления. Если до установки счетчиков население ежегодно потребляло 840 тысяч кубометров воды, то в минувшем году этот показатель составил всего 521 тысячу кубометров. В связи с этим закупка воды по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 18,3 процента. После введения в октябре прошлого года в строй нового водовода, замены насосного оборудования и замены линий холодного и горячего водоснабжения потери воды уменьшились на 16 процентов.

Все бюджетные организации поселка оборудованы приборами учета тепла, холодной и горячей воды. В 77 многоквартирных жилых домах установлены узлы учета холодной и горячей воды. Но не во всех квартирах. Первоочередной задачей является их установка в каждой квартире. По общедомовым счетчикам реальное потребление воды в январе составило бы 61 тысячу кубометров, а вследствии того, что приборы учета установлены не во всех квартирах и расчет потребления в этом случае производится по нормативу, считается что реализовано лишь 52 тысячи кубометров воды. Это говорит о больших ежемесячных потерях воды.

Тарифы на коммунальные услуги для нашего предприятия утверждаются Комитетом РТ по тарифам по результатам проводимого им ежегодного аудита наших затрат. В 2010 году тариф на тепло составляет 1325,73 рубля за 1 гекокалорию, что на 8,5 процента выше, чем в прошлом году. 1 кубометр воды стоит 34,13 рублей. Несмотря на то, что цены на поставку воды остались на прежнем уровне, в результате осуществления ухода от перекрестного субсидирования в сфере водоотведения тариф на стоки увеличился на 23,8 процента и составил 17 рублей за 1 кубометр. По сравнению с 2009 годом увеличились и закупочные цены на ресурсы. Скажем, средний тариф на покупку газа вырос на 17,7 процента, электроэнергии – на 25,9, на покупку воды – на 34,7 процента.

В 2009 году себестоимость 1 кубометра воды составила 35,85 рублей, стоков – 19,75 рублей, 1 гекокалория тепла – 923,9 рубля. На 2010 год запланированы некоторые мероприятия, которые позволят улучшить качество предоставляемых услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, сокращению потерь и затрат и, тем самым, предотвратить рост тарифов. Одним из важных проектов является реконструкция центральной котельной под мини-ТЭЦ. Этот проект включен в число приоритетных инвестиционных проектов республики на 2010 год. В целях улучшения холодного водоснабжения поселка предстоит реализация четырех проектов: строительство внутриквартирных водопроводных сетей с использованием полиэтиленовых труб; реконструкция уличных сетей водоснабжения поселка; обеспечение водозабора с подземных источников; строительство станции очистки воды.

Важно также не только устранение потерь в инженерных сетях предприятия, но и экономное отношение к теплу и воде в самих домах. Скажем, во время ремонтных работ в инженерных сетях вода, прошедшая через головные счетчики предприятия, сливается в канализацию. Когда жильцы начнут расплачиваться за тепло по общедомовым тепловым счетчикам, они поймут всю важность таких вопросов как ремонт подъездных дверей, окон, крыш, стыков между панелями, подвалов, изоляция труб в подвалах. Ремонт и проверка общедомовых счетчиков на сегодняшний день находится в нашем ведении, но федеральная служба по тарифам уже дала указание о передаче этих счетчиков на баланс потребителей. Предприятие сделает все возможное, чтобы в следующем году оставить тарифы на уровне 2010 года или же добиться наименьшего процентного увеличения. Но все будет зависеть от динамики роста цен на покупной газ, воду, электроэнергию.

– Высокая плата за электроэнергию в части ОДН вызывает недовольство жителей многоквартирных домов. Нельзя ли что-нибудь сделать в целях снижения размера начислений на ОДН?

Рустам Мухаммадиев, начальник Сармановского участка Альметьевского филиала ОАО «Татэнергосбыт».
– В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений обязаны нести расходы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Весь объем электроэнергии, потребленной на освещение и иное обслуживание общего имущества с использованием электрической энергии в многоквартирном доме, именуется ОДН (общедомовые нужды). На сегодняшний день какого-либо федерального закона, освобождающего граждан от оплаты ОДН, не существует. Правомерность применяемых в расчетах с гражданами формул была подтверждена решением Верховного суда РФ (от 12.12.2006 г. № ГКПИ06-1228).

Расчет расхода электрической энергии для многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных приборов учета может производиться по-разному. Скажем, с марта по сентябрь 2009 года расчет платы за электроэнергию потребителям, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, осуществлялся по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления электроэнергии на ОДН, исходя из 7 кВт/час на одного проживающего. Жильцам, квартиры которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, расчет за потребленную электроэнергию производился по формуле, включающей показания общедомового прибора учета, показаний всех имеющихся индивидуальных приборов учета, нормативные показатели за отсутствие счетчика, общую площадь конкретного помещения, не оборудованного прибором учета, общую площадь всех квартир и т.д.

В соответствии с постановлением правительства № 87, жителям, у которых индивидуальные приборы учета имели класс точности 2,5 и 2,0 и с истекшим сроком госпроверки, расчеты за электроэнергию производились, исходя из нормативов. Когда все жильцы установили электросчетчики, соответствующие нормативным требованиям, расчет размера платы определяется по показаниям индивидуального прибора учета и затратам на общедомовые нужды, распределенные пропорционально фактическому объему потребления электроэнергии. Установить истинные причины высоких начислений на ОДН возможно лишь при постоянном контроле за энергопотреблением в доме . А эта величина непостоянная и зависит от многих факторов, в том числе и от правильности и своевременности снятия и передачи показаний приборов учета гражданами – потребителями.

Рекомендуем жильцам организовать единовременный съем и передачу показаний индивидуальных приборов учета уполномоченному представителю жильцов дома в один день со снятием показаний общедомового прибора учета персоналом ОАО «Сетевая компания». Это могло бы предотвратить перерасчеты (графа «перерасчет» в платежной квитанции). Жильцы должны сами контролировать любое возможное безучетное потребление. Если они не допустят случаев такого потребления, то и плата за ОДН будет ниже.

Нельзя отрицать того, что для улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг сегодня делается очень многое, но, в то же время, специалисты требуют соответствующего отношения и от населения, то есть, своевременной оплаты этих услуг. По району долг по оплате жилищно-коммунальных услуг превышает 16 миллионов рублей. Следует отметить и то, что граждане с низким уровнем доходов имеют право на субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. В районе субсидию получают 1700 домохозяйств. Это – 13 процентов всех домохозяйств района.


Э.ГАБДРАХИМОВА




Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт