Лучшая в своем деле
Опубликовано 11 January 2010 11:09:00
Лето 1978 года. Редактор газеты Ильгизар Кушаев вызвал меня в свой кабинет, положил на стол рукопись и сказал: – Прочитай, пожалуйста, и выскажи свое мнение. Написанную красивым ровным почерком статью я прочитал, что называется, на одном дыхании.

В статье рассказывалось об уроженке деревни Юлтимерово Закие Хаертдиновой, работающей в д. Сакловбашево директором Дома культуры. В статье кратко, но в то же время образно, «живым», беглым языком был описан богатый внутренний мир и профессиональные качества преданной своей работе героини. Создавалось ощущение, что автор открыла перед читателем самую первую страницу еще ни разу не прочитанной книги со словами: «Вот она какая Закия!..»

Находясь под сильным впечатлением от статьи, я невольно вздрогнул, услышав голос Ильгизара-абы, который, пристально глядя на меня своими большими голубыми глазами, ждал ответа:
– Ну, что скажешь?
– Ну что сказать? Отличный готовый материал. Текст в редактировании не нуждается: можно сразу сдавать в набор!..
– Эта девушка только закончила университет и хочет работать в редакции, – продолжил редактор, словно ожидая услышать от меня слова поддержки.

В то время в редакции работали талантливые журналисты Ханиф Хайруллин, Мусавир Гатауллин, Ильгизар Кушаев и Самат Миннехузин. У газеты был и крепкий тыл в лице таких внештатных корреспондентов как Азгар Габиди, Дамир Гарифуллин, Васима Хайруллина, Мунира Исмагилова, Николай Сидоров, Фалих Арсланов, Ситдик Камалов и Владимир Романов. Тираж газеты составлял более 8000 экземпляров…

– Таланты, как говорится, на земле не валяются. "Хорошего много не бывает", Ильгизар-абы, да и "кашу маслом не испортишь",– сказал я, понимая его намеки.
– Тогда вопрос решен. Ты уже давно просил себе корреспондента в отдел, – сказал редактор, ставя точку в разговоре…
С этого и началась журналисткая деятельность Райханы Мирсаитовой.

Общительная, любознательная, трудолюбивая сотрудница очень быстро нашла общий язык с коллегами и стала в коллективе своим человеком. Молодая, энергичная журналистка смело бралась за любые нераскрытые в газете темы и требующие решения проблемы. И если, например, сегодня она выезжала в деревню для беседы с одинокой пожилой украинкой Макриной, то на следующее утро уже договаривалась о встрече с ветераном сцены Сахипом Мавлеевым, организовавшим в свое время в районе первые концертные бригады. Помимо этого она находила время и для ознакомления с пришедшей в редакцию корреспонденцией.

Вскоре на страницах газеты одна за другой вышло несколько статей. И если в одной из них описывалась нелегкая жизнь одинокой старушки, то в другой – бичевались присвоившие деньги под вывеской кружка негодяи. И с каждой статьей оттачивалось мастерство автора. Наряду с творческой деятельностью она успевала и разобраться в многочисленных рабочих документах редакции, внесла свой вклад в укрепление связей с внештатными корреспондентами. С первых же дней работы в редакции Райхана доказала, что в университете она не тратила время даром. В ее статьях отражался творческий дух ее учителей, наставников Мухаммата Магдиеева, Гумера Саттарова, мастеров художественного слова Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Фатыха Хусаена и Аяза Гилязова. При этом у Райханы были свой стиль и почерк. Р. Мирсаитова в своих статьях мастерски использует литературное описание.

Ее самый излюбленный творческий стиль – гротеск. Первые строки ее статей завораживают, интригуют читателя и не отпускают, словно магнит, до самой последней точки. Ее многочисленные статьи служат ярким тому примером.
В журналистике, как и в литературных произведениях, есть завязка событий, их развитие, кульминационная точка и развязка. Р. Мирсаитова тоже часто «строит» свои статьи по этим законам. Скажем, одну статью из д. Рантамаково она начинает словами: «На похоронах Бикмухаммета не было ни одного из руководителей колхоза…». Кто этот Бикмухаммет? Почему автор винит руководителей в том, что они не пришли на похороны? Далее читатель узнает обо всем по порядку, понимает, что корреспондент негодует по поводу равнодушия, проявленного руководством по отношению к посвятившему всю свою жизнь служению родной земле передовому механизатору хозяйства. Таким образом, автор публично изобличает бездушных руководителей.

Статья написана так, что знакомясь с ней, у читателя по спине бегут мурашки. Р. Мирсаитова никогда не берется за перо, не выполнив главного требования журналистики – тщательного изучения объекта, героя будущей статьи. И из фактов биографии всегда старается выбирать самые важные и значимые. И здесь хочется привести слова классика русской литературы Максима Горького: «Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать».
Ну а что касается фактов, их тоже следует очень тщательно проверять – "отделять зерна от плевел".

Этому требованию Райхана строго следовала в течение всей журналистской деятельности. Она старается «не засорять» свои статьи незначительными, несущественными фактами, и выбирает самые веские.
Устное народное творчество – неотъемлемый спутник журналистики. Без народного творчества журналистика была бы словно птица без крыльев.
Очерки и зарисовки Райханы, тесно переплетаясь с лучшими образцами творчества татарских писателей, с текстами народных и современных песен, обогащают ее творчество, делают его сильным и по-настоящему народным. Это подтверждают и многие заголовки ее очерков и зарисовок.

Вот так год за годом пролетели 30 лет нелегкой журналистской деятельности. За это время Райхане, наверное, пришлось пережить и радости находок, и горечь разочарований. Ну а в нынешнее меркантильное время, когда почти все решают деньги и власть, плыть по этому бушующему океану под названием "жизнь", не теряя себя, очень и очень непросто. И что нас всех ожидает впереди – это известно лишь одному Всевышнему. Поэтому я желаю коллеге присутствия духа, новых творческих успехов и всегда оставаться собой!



Р. Гимадиев,
член Союза журналистов России, отличник печати, заслуженный работник культуры
Республики Татарстан.




Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт