Музыка Сайдаша сближает сердца
Опубликовано 02 December 2009 12:18:00
Прежде чем начать свой рассказ о конкурсе, хочу сказать несколько слов о том, какое место занимает композитор в татарском музыкальном искусстве. Несмотря на то, что история песенного и музыкального искусства нашего народа уходит своими корнями в далекое прошлое, до октябрьской революции оно существовало в виде очень примитивной музыки пентатонического звучания (то есть для исполнения татарских мелодий было достаточно 5 нот). В 20-х годах прошлого столетия татарское музыкальное искусство переживало период формирования, развития, обновления, подъема.

Появилась труппа «Сайяр» (ныне – театр им. Г.Камала), передовую татарскую молодежь собирал клуб «Шәрыкъ». В 1925 году была поставлена первая татарская опера «Сания». В декабре 1926 года была инсценирована пьеса К.Тинчурина «Зәңгәр шәл», где музыка, написанная к спектаклю, имела большой успех. Салих Сайдашев, начинавший работать музыкальным руководителем татарского театра еще в 1922 году, все выше поднимаясь по творческой лестнице, создал музыку к драмам «Наемщик» Т.Гиззата, «Камали карт», «Яшь йөрәкләр», «Таһир-Зөһрә» Ф.Бурнаша, «Урал суы буенда», «Галиябану», «Асылъяр» М.Файзи, а также к родившимся в творческой дружбе с К.Тинчуриным драмам «Казан сөлгесе», «Сүнгән йолдызлар», «Зәңгәр шәл», «Кандыр буе», более того, украсил, обогатил их изысканной, профессиональной музыкой.

В результате, в татарском искусстве появился совершенно новый жанр – жанр музыкальной драмы, мелодрамы. Татары услышали доселе неизвестные, непонятные им новые термины: «увертюра», «ария», «сюита», «симфония». Для создания такой серьезной музыки уже не хватало лишь традиционного пятиступенчатого звучания, и Сайдашеву пришлось работать, изучив европейскую музыку, ряд патонических звуков.
Значение профессионализма С.Сайдашева в том, что он одним из первых испольвал в татарской мелодии европейскую гармонию, и татарская музыка получила мощный толчок для развития. С.Сайдашев одним из первых среди татар поступил и в музыкальное учебное заведение.

У татарского народа есть два великих марша. Первый – «Марш Тукая» (его после смерти Г.Тукая написал первый учитель С.Сайдашева З.Яруллин), второй – известный «Марш Советской Армии» С.Сайдашева. Последний был написан в 1982 году к 10-летию армии, и за это автор был награжден Ворошиловым именными золотыми часами. Это произведение воистину является шедевром нашей национальной музыки. Музыка Сайдашева сложная, и в то же время очень народная. И, наверное, поэтому она не оттолкнула слушателя, а воспитала у него вкус, расширила его кругозор, научила понимать и заставила полюбить достаточно сложную для восприятия музыку.

И этот конкурс еще раз это подтвердил. Дети, не имеющие музыкальной грамоты, съехавшиеся из самых обычных сельских школ, с удовольствием исполнили песни, созданные С.Сайдашевым. Ну а увлекающиеся поэзией, художественным словом, прочитали посвященные композитору стихи и поэмы. А вот учащиеся Петровско-Заводской школы Алмаз Аглямов и Елизавета Давыдова инсценировали отрывок из произведения «Гөләндәм туташ хатирәсе» Амирхана Еники.

Места в жанре «художественное слово» распределились следующим образом. Первое место было присуждено прочитавшему стихотворение «Сәйдәш моңнары» под музыкальное сопровождение с особой, красивой интонацией 13-летнему Азату Ибатуллину из Джалильской средней школы № 1 и прочитавшей поэму «Сәйдәш» учащейся Сармановской школы Айгуль Сахиповой. Второго места удостоились инсценировавшие произведение «Гөләндәм туташ хатирәсе» учащиеся Петровско-Заводской школы Алмаз Аглямов и Елизавета Давыдова, третьего места – учащийся Сармановской средней школы Булат Мавлявиев.

Талантливые дети были и среди учащихся, нарисовавших портрет композитора, запечатлевших события, происходившие в его жизни, создавших иллюстрации к песням, написанным на музыку С.Сайдашева. В конкурсе рисунков, в котором принимали участие учащиеся Петровской, Ст.Альметьевской, Карашай-Сакловской, Джалильской школ и Сармановской школы искусств, первое место заняла 10-летняя Алия Миназова из Джалильской художественной школы, второе место – учащаяся Сармановской школы искусств Гузель Мугинова (8 лет), третье место – Софья Колесник из Джалильской художественной школы и Ильдар Шайхутдинов из Сармановской школы искусств.

Музыка Сайдашева не легкая и для исполнения. Это профессиональная музыка. А профессиональная музыка требует от исполнителя профессиональной подготовки. Нужны хороший слух, чистота интонации, свободное дыхание, большой диапазон. И то, что несмотря на это, песни Сайдашева привлекли на конкурс около тридцати исполнителей – отрадное явление. А то, что в конкурсе было много учащихся из Сармановской гимназии и Сарайлинской школы – это, на мой взгляд, заслуга учителя пения и музыки Мухамметгали Курбангалиева. Эти учащиеся спели песни и в составе группы, и сольно.

Места в конкурсе по исполнению песен С.Сайдашева распределились следующим образом: первое место заняли учащаяся Сармановской школы Гузель Аюпова («Халисә»), учащаяся Сармановской гимназии Эльвина Губайдуллина («Зәңгәр күл»). В их исполнении чувствовалась тяга к профессионализму. Второе место было присуждено Индире Аглямовой (12 лет, д.Петровка) и Розалие Талибуллиной (15 лет, Сармановская ср.школа). Третье место жюри присудило Фанузе Бикмиевой (10 лет) из деревни Сарайлы и Рузиле Бадертдиновой (Сармановская гимназия). Четвертого места удостоились Айсылу Мустафина и Лейсан Нуриахметова, исполнившие песню «Хуш авылым».

Жюри решило отметить и пришедшие зрителям по душе выступления трио Сармановской ср. школы («Җәй айлары») и дуэт Джалильской ср. школы № 1 («Зәңгәр күл») . Жюри выражает всем учащимся и подготовившим их преподавателям, дерзнувшим принять участие в конкурсе, посвященном творчеству С.Сайдашева, свое искреннее уважение и признательность. Хотелось бы, чтобы молодое поколение было талантливым, хорошо подготовленным, воспитанным и культурным. С.Сайдашев, который написав очень простую и в то же время удивительно изысканную, духовно здоровую, народную музыку, создал в татарском музыкальном искусстве новый стиль – стиль Сайдашева – он как Г.Тукай в литературе, и его нужно изучать.



Р.Хамидуллина,
член жюри.





Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт