О выборе профессии не пожалел ни разу
Опубликовано 07 November 2009 10:17:00
Он хотел стать врачом. И поэтому в школе старательно изучал химию, биологию, математику, которые, по его мнению, могли пригодиться при поступлении в институт. Но Назир, собиравшийся подать документы в медицинский институт, вдруг передумал и отправился вместе с одноклассниками в Елабугу. Таким образом, медицина, видимо, лишилась прекрасного в будущем врача, а вот система образования, наоборот, выиграла.

И сегодня наша беседа с Назиром Гариповым – педагогом с 37-летним стажем, чья работа сегодня далека от медицины, но который выполняет ее не менее хорошо, чем как говорится, «врач от Бога», – о минувших годах, о школе и о его учениках. – Да, моя жизнь прошла в школе. Раньше учителей часто переводили из одной школы в другую. Вот и я со своей супругой Рузалией сначала по направлению работал в д. Мелекес. Когда же умер отец, мы вернулись в Тлянчи-Тамаково. Проработав некоторое время в деревнях Ляки, Карашай-Саклово, переехали сюда. Это был 1985 год. И вот, оказывается, с тех пор, как мы начали жить в Старо-Имянове, скоро исполнится 25 лет.

– Думаю, что у вас уже есть возможность сравнить: скажите, есть ли разница между школами, учениками, деревнями?

– Разница есть. Она в основном касается людей. Мы, например, очень полюбили деревню Ляки. Жители этой деревни особенные – они необычайно приветливы, открыты, гостеприимны, отзывчивы. В этой деревне мы жили словно среди родных. Поэтому и сегодня с ностальгией вспоминаем Андрея Петрова, Зинаиду, Александру, Кима, Зину-апа. До сих пор в памяти концерты, организованные вместе с Петром, Ниной, Кларой, Ханифом, Юлдуз, Зиной Дмитриевой, Фанией Назмутдиновой и Василием Прасовым, и то, как вместе с ними сажали картошку: бывало, придут они гурьбой и закончат работу на огороде за час. Тебе же остается лишь приготовить обед. В Ляки скота у нас не было. Но соседи нам ежедневно приносили по три литра молока. С нами в основном работали молодые учителя были, и мы помогали друг другу. Воспитанными, прилежными запомнились и здешние ученики.

– Результат труда, скажем, строителя, это – построенные им дома, другие объекты. А вот результат труда учителя нельзя увидеть сразу. А у Вашего труда есть свой собственный след. Он формируется в течение многих лет, начиная с того дня, когда ребенок впервые переступает порог школы и «оседает» в нем в виде знаний…

– Да, труд учителя, с одной стороны, для других людей, можно сказать, невидим. И, может быть, некоторые думают, что он не так уж заметен. Но это не так. Наш труд отражается в том, как ты учишь детей и даже в том, как сложится его дальнейшая жизнь. Мы, наряду с родителями, ответственны за судьбу детей, за то, какую они выберут профессию и, вообще, кем они будут в этой жизни. И поэтому, думаю, что мы работаем не зря. Да и бывшие ученики нас не забывают, навещают, справляются о здоровье, присылают поздравительные открытки. Тепло здороваются при встрече. Иногда, бывает, по прошествии многих лет кого-то забываешь, но, встретившись и немного поговорив, сразу все вспоминаешь. Думаешь: «Да ведь это тот самый непоседа, а этот вечно опаздывал на урок». Очень многие ученики, особенно те, у кого были проблемы с поведением и плохо учились, потом, как правило, благодарят. «Хорошо, что тогда Вы были к нам строги», – говорят они, и такие слова оставляют в душе самые теплые чувства.

– Сейчас в школах, особенно в сельских, мало детей. Самое большое количество учащихся в них не превышает 80-90. Скажите, когда легче работать учителю – когда в классе много учеников или когда мало?

– На мой взгляд, легче когда детей больше. Да, некоторые спрашивают «Наверное, легко работается, когда в классе всего 2-3 ученика?» Я же считаю, что пусть лучше в классе будет двадцать учеников, тогда они учатся, стараясь обогнать друг друга. И здесь есть возможность взять у других какие-либо хорошие качества в пример. У двух же учеников такой возможности нет. А если еще к тому же у одного из них нет особой тяги к учебе? Это, безусловно, отражается и на успеваемости. А в классе, где 20 учеников, все 20 просто не могут быть такими. И какие бы специальные методики не придумывали для малокомплектных школ, лучше, если в классе больше учеников – это положительно влияет на их развитие.

– Вы около двадцати лет проработали в Старо-Имянове директором. Что для Вас было самым трудным, когда Вы работали руководителем?

– Не могу сказать, что мне было трудно. И особенно в учебно-воспитательной работе. Но помню, как в перестроечные годы метался в поисках топлива для школы. Тогда «перекрыли» каналы, по которым доставали мазут, а топить было надо. Да, всякое было. Бывало, получив делянку, месяцами пропадали в лесу – заготавливали дрова. Впрочем, эти заботы коснулись не только меня, но и всех директоров.

– Какие предметы Вы преподаете сейчас, как проводите свое свободное время? Я вот смотрю Вы построили прекрасный дом…

– Я всю жизнь преподавал физику. Сейчас веду уроки труда, химии, преподаю математику, ОБЖ. Так что те предметы, по которым я готовился для поступления в медицинский институт, мне действительно пригодились. Около 7 лет летом работал на комбайне. Занимаюсь радиотехникой. Раньше к нам домой приносили на починку телевизоры, радиоприемники. И Рузалия, собираясь мыть полы, бывало, не знала куда их ставить…

Мы вырастили четверых детей. Вот только жизнь нашего старшего сына Марата оказалась короткой. У двоих других сыновей – Айрата и Айдара – уже свои семьи. Дочь Гузалия учится в колледже. А дом я построил своими руками. Ну и, конечно, помогали сыновья – они неплохо знают плотницкое дело.

Переехав в Старое Имяново, Назир сразу же выступил с инициативой строительства новой школы. В результате она была построена в короткие сроки. В этом здании, построенном в соответствии с требованиями времени, кроме школы разместились медпункт, сельский Совет, детский сад. И сегодня из окна кухни дома Назира видны его большие, светлые окна, в которых играют солнечные зайчики. Учитель иногда подолгу смотрит на эти окна и, как обычно скромно улыбнувшись, тихо говорит: «Да, жизнь прожита не зря».



Р.Мирсаитова




Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт