Из династии борцов
Опубликовано 11 June 2009 19:10:00
Маес Саетшин родился и вырос в селе Сарманово.
После окончания в 1954 году 8 класса Сармановской средней школы пошел работать в МТС. Работал грузчиком, оператором установки сепарирования автола. Закончил 4-месячные курсы по подготовке трактористов. В 1958 году участвовал в республиканском слете молодых механизаторов.

В 1959 году Маес был признан в ряды Советской Армии. После демобилизации М.Саетшина пригласили на работу в инспекцию Гостехнадзора. А через несколько лет назначили руководителем этой инспекции и на этой должности он проработал 37 лет, до самого выхода на пенсию. Постоянно работал над повышением своей квалификации, заочно окончил Чистопольский сельскохозяйственный техникум.

Он – кавалер нескольких медалей, заслуженный работник сельского хозяйства Татарстана. Эстафету своего отца – известного борца Саетзады – вместе со старшим братом Рифом и младшим братом Марсом продолжил и Маес. До 70-х годов в соревнованиях по национальной борьбе (курэш) неоднократно становился батыром в своей весовой категории. Больше десяти лет судействовал на районных Сабантуях.

Вот что он рассказывает о том, как пришел к своему увлечению:
– Какой мальчишка в детстве не пробовал бороться: в схватке с соперником крутишься, падаешь, даже дерешься, а потом миришься. Вот и мое увлечение борьбой началось еще в детстве. Отец же заставлял восхищаться народ не только на сармановских сабантуях, но и на сабантуях, проходивших в Набережных Челнах, Альметьевске. Но я не помню, чтобы он, как другие борцы, тренировался перед Сабантуем. Но, думаю, что сердцем, душой все же готовился. И когда мы тоже начали бороться, учил правильно держать полотенце и всем секретам национальной борьбы. Он всегда считал, что одолеть соперника, сделав подножку или скрутив ему руку – это нечестно, и никогда не учил подобным приемам. "Ты подними соперника и, перекинув через голову, уложи на лопатки. На такую чистую победу и смотреть приятно", – говорил он.

На большой майдан я вышел в 1958 году. Сначала попробовал бороться на сабантуях в деревнях Рангазарово, Альметьево, Д.Тарлово, Н.Ахметьево. И только потом осмелился участвовать в районных сабантуях. В 1959 году впервые стал батыром районного Сабантуя. Было время, когда становился батыром сразу на двух сабантуях. Сабантуй – это волшебная сила, которая дает бодрость духа и зовет вперед, к победе. У борца бывает такой период: хочется все успеть, душа, словно птица, рвется на майдан.

В конце 90-х годов в Сарманове оборвалась "цепочка борцов, что называется, "державших майдан" и в Сарманове, как говорится, перевелись батыры. Теперь на Сабантуй все чаще приезжают борцы из других мест. Конечно, татарский народ всегда был гостеприимным, и майдан открыт для всех. Но я считаю, что состязание между ними следует организовать отдельно. А состязание для определения главного батыра должно проходить среди жителей района.

На мой взгляд, в последнее время в районе многое делается для развития национальной борьбы. Руководитель районного отдела федерации национальной борьбы Татарстана Яхья Фасхутдинов вкладывает много сил для возрождения сармановской школы борьбы. Во многих школах работают секции. Конечно, не все юные борцы смогут подняться до уровня батыров Сабантуя. Но, это не значит, что на этот вид спорта можно махнуть рукой.

Борьба – это здоровье, чистота души. Думаю, что человек, занимающийся борьбой, не может быть плохим человеком, он ведет за собой только хороших людей.


НА СНИМКЕ: в подарок батыру Сабантуя – швейная машинка.


Copyright © www.sarmanda.ru
Обратно на сайт