Сарманово и Сармановский район - информационно-развлекательный портал«Крепостное право было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации!»

В.Д. ЗОРЬКИН
Председатель Конституционного суда РФ
Член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции
Горячие новости · Конкурс · Сонник · Карта сайта Wednesday, November 22, 2017
Навигация
САРМАНОВСКИЙ РАЙОН
  Новости
  О районе
  История района
  Села района
  Карта района
  Вид со спутника
  Тел. справочник
  Фотогалерея
  Видео

ПРОЕКТЫ САЙТА
  Личные страницы
  Статьи
  Рус-тат. уроки
  Сарман мэзэклэре
  Алмазхан
  Книга памяти
  Письма
  Фотографии

МЕДИА
  Фото от посетителей
  Файлы и MP3
  Старый Кын
  Развлечения
  Мобильные новости
  SMS
  Ссылки

ОН-ЛАЙН ИГРЫ
  Спортивные
  Симуляторы
  Стрелялки
  Аркада
  Логика
  Прикольные
  Угадай Число!

О САЙТЕ
  Приглашение
  Друзья сайта
  Архив новостей
  Топ-рейтинги
  FAQ

ОБЩЕНИЕ
  ФОРУМ
  СарманЧат
  Знакомства
Случайное фото off
Статьи. Топ-5
Путин и Кабаева. С... (64448)
Фонограммы (50559)
Убита дочь Владими... (41675)
Стихи Алмазхана (38290)
Фонограммы - 2 (33464)
Последние статьи off
Опрос
Сколько лет будет идти "вечный ремонт" в Сарманово, а по-простому откат и распил народных средств?

5 лет

10 лет или более

Пока не сменится 3 поколения баранов

Разное off
Йосыф хазрат: «Человека нужно уважать за то, что он человек»
Только что прозвучал азан, и в мечети начали готовиться к последнему перед праздником разговению. Под большими котлами разожгли костры. Через пару часов все вокруг наполнится запахом аппетитного плова. А пока в палатках хлопочут женщины в фартуках, готовя столы к ифтару. Взять интервью у хазрата Нижнекамской Центральной соборной мечети Йосыфа Давлетшина оказалось делом непростым. Он только ранним утром вернулся из поездки в Самару и, толком не поспав, поспешил в мечеть готовиться к празднику. Ради разговора отложил подготовку праздничной проповеди. О самом благословенном месяце и о добрых делах, о терпимости и цене человеческой жизни – в интервью с имамом-мухтасибом Нижнекамска и Нижнекамского района.

Юсуф Давлетшин



— Закончился месяц добрых дел…

— Не хотелось бы, чтобы он заканчивался. Потому что добрые дела никогда не должны заканчиваться. Как говорил Пророк, приближайтесь к Всевышнему и творите благое дело, пока ангел смерти не заберет вашу душу.

Рамазан – это дополнительный генератор. Он дает заряд, он заводит людей. Это и благословенный месяц. Как говорится в изречении Пророка, в этом месяце дьявол очень слабый, потому что у него связаны руки. Поэтому Рамазан побуждает нас к благим делам.

И вот тот разгон, который мы набираем в Рамазан, мы должны сохранить в течение года. Да, Рамазан уходит, но он не должен уходить из наших сердец. Сегодня—завтра появится на небе новый месяц, но рамазановская аура, благие дела – они должны остаться. Пусть месяц добрых дел не покидает нас.

— Как прошел пост?

— Рамазан – это, в первую очередь, месяц поста. И особенно значим летний пост, потому что очень тяжело не есть и не пить 19 часов. Мы прихожан успокаивали: в Исландии, оказывается, воздержание длится 22 часа, а у нас только 19 (смеется).

Люди готовились к посту, переживали, особенно пожилые. У одних проблемы с сердцем, у кого-то давление скачет, кому-то врачи вообще убедительно советовали не держать пост. Но когда приходит Рамазан, проходит первый день поста, сразу чувствуется какое-то облегчение, какая-то благодать. Все верующие, наверное, это чувствуют. Сначала боишься, переживаешь, а потом Бог помогает. Он дает облегчение, люди радуются и потихоньку привыкают к воздержанию. И начинают понимать, что мы много, даже слишком много внимания, уделяем еде, яствам. Очень много энергии тратим на них. Оказывается, можно обойтись и без этого.

Еще в древних книгах писали, что раньше святые принимали пищу раз в день. Обычные люди – дважды в день. А сегодня у нас не еда ради жизни, а культ еды, какое-то чревоугодие уже пошло…

Недели через три, ближе к концу Рамазана, люди уже начинают скучать по нему. Потому что он скоро уйдет. И некоторые спрашивают: почему только один месяц?

Люди радуются этому месяцу, я это вижу. У нас один бабай два инфаркта перенес, ему врачи не советовали держать пост. А он говорит: «Сколько мне еще осталось жить? Я не хочу без поста уходить». Так вот, он сам удивляется. Говорит, за весь месяц сердце у него ни разу не болело. А до этого все дни на таблетках сидел.

— В этом году и погода помогла – сильной жары не было.

— Да, дни были не такие знойные. В соцсетях один человек, не мусульманин, ругал нас за то, что весь июль был прохладный. Дескать, в такую погоду не загорать, не купаться не можем. Я у него спросил: а в чем наша-то вина? Он в ответ: вы, наверное, все молитесь, просите, чтобы зноя и жары не было.

Пост — самая большая радость для нас. Потом ночные молитвы. Целый день постишься, вечером разговляешься, а затем идешь в мечеть —выстаивать ночные молитвы. Конечно, тяжело, но прихожане молодцы, не сдались. Люди радуются, что смогли выдержать пост.

— Как прошли ифтары?

—Очень хорошо. По нашему обычаю, бэрэкет — благодать божья —ни спускается с небес в еду, когда за одним столом много людей сидит, когда они собираются вместе.

Некоторые сподвижники Пророка подходили к нему и говорили: вот мы принимаем пищу, а не можем насытиться ею, нет благодати. В ответ Пророк спросил: «Может быть, вы одни кушаете?» Вы собирайтесь, соседей к себе приглашайте.

Так что этот обычай идет еще со времен Пророка. Чтобы нашим прихожанам было проще собираться вместе, мы стали накрывать столы прямо в мечетях. В Центральной Соборной мечети, к примеру, каждый день до 700 человек собиралось. Некоторые думают, что эти столы готовились для неимущих. Это не так. У нас очень состоятельные люди каждый день разговлялись. Мы сами угощения готовим, сами скидываемся, проще говоря. Ни одна копейка на стол не потратилась из кассы мечети. Все накрывалось только за счет самих прихожан. И каждый день у нас выкупали ифтары.

— Значит, проблем не было, на что накрывать столы?

— Проблемы были с тем, что людям не хватило дней. Желающих с каждым днем становилось все больше и больше. Мы даже на какое-то время приостановили сборы. Потом решили, что нужно поддержать и район. Прихожане собрали несколько сотен тысяч для деревень. И во всех деревнях по вечерам тоже накрывали столы. Где-то все 30 дней, где-то 15-16. Спасибо сельским имамам, абыстаям за организацию.

Недавно разговаривал с одной женщиной. У нее дочка начала в мечеть ходить и по вечерам приходила к нам на разговение. У ее мамы советское воспитание, она не понимает, что мы это сделали для себя, сами себя в гости звали. Она была уверена, что столы накрываются для неимущих, для бедных, для тех, у кого денег нет. И постоянно ругала дочку: ты бессовестная, ты зачем неимущих объедаешь? Ты же гордая должна быть.

Я говорю: «Эти, бабушка, ты неправильно понимаешь ифтар. Тут немало состоятельных людей, и все приходят, чтобы благодать получить».

— Где-то успели побывать в эти дни?

— Ой, куда только ни приглашали! Я и в Москве был, два дня разговлялся, с татарской общественностью встречался. В Удмуртию ездил, в Агрызский район,в Муслюмовский, Сармановский.... Вот вчера ночью вернулся из Самары, куда к другу на ифтар ездил. В центральной мечети 200 человек собралось. Муфтий области пришел. Все такие дружные, так у них все вкусно готовят. Нижнекамская делегация в этом году в «Казань Арену» ездила, на республиканский ифтар. Президент Рустам Минниханов приехал. Все очень хорошо организовали. И народу очень много было – около 2 тысяч человек. Ведь чем больше людей вместе разговляется, тем больше благодати. Это невозможно объяснить или показать. Божью благодать нужно просто почувствовать. Но я скажу честно: такой благодати, как в своей мечети, я не чувствовал нигде.

Мы каждый день кормили 700 человек. И ни одного свободного дня не было. Это тоже очень значимо для нас. Если 700 умножить на 30, получается, что мы накормили больше 20 тысяч человек.

— А что за социальные пакеты раздает мечеть?

— Это подарок наших прихожан. Они приходят в мечеть и спрашивают, можно ли им в этом месяце сделать какое-то благо? У нас есть такое понятие – закят, это своеобразный налог в исламе, обязательная форма пожертвования. Он составляет одну сороковую часть для тех, у кого есть свой бизнес, свободные деньги. Если все это стоит больше 80 граммов золота – человек должен пожертвовать одну сороковую часть.

В начале месяца мы заказали 1000 продуктовых пакетов по 300 рублей каждый. Получилось на 300 тысяч. В эти дни еще на 240 тысяч рублей пакеты раздали. Вы, наверное, заметили, когда заходили в мечеть, самую первую урну для фитр-садака. Это урна, деньги из которой нельзя тратить на мечеть – на газ, на отопление и прочее. Эти деньги идут только в помощь малоимущим. А мечеть выполняет посредническую роль – покупает, комплектует и раздает продукты тем, кто в них нуждается.

— Вот тут речь идет именно о неимущих?

— Да, каждый мусульманин обязан дать пожертвование перед праздником. Если не дал, он будет грешен перед Всевышним. Фитр означает разговение. Всевышний лишил нас на месяц еды и питья днем, при солнце. И мы целый месяц были ограничены в питье и еде. Так ведь? Алла бирса, завтра Всевышний откроет эти двери, и мы сможем поесть днем. В знак радости и благодарности за это мы и даем фитр-садака. Причем это пожертвование нужно давать с каждого члена семьи. Даже сдетей. Потому что в Рамазан, даже если они не постились, их праватоже ущемлялись. Родители держали уразу и, возможно, не всегда готовили детям то, что они хотели. Фитр-садака желательно давать даже за ребенка, находящегося в утробе матери.

— Какой был размер фитр-садака в этом году?

— Это немного. Во времена Пророка был специальный сосуд, который назывался сагъ. И этот сосуд Пророк наполнял финиками, изюмом, пшеницей. Раньше пшеница была практически у каждого. Объем сага – три литра. Сосуд наполняли и от имени каждого члена семьи давали пожертвование – один сагъ.

Мы в магазине «Райхан» сделали трехлитровый сосуд для круп. Пшеница сегодня уже не используется для фитр-садака. Ею никто не питается, и она очень дешевая. Килограмм где-то 10 рублей получается. Это очень мало. Мы взяли гречку, рис, в среднем получается около 3 килограммов. Когда устанавливали размер фитр-садака, отталкивались от этого веса. Три килограмма риса стоят примерно 100-110 рублей, если рис недорогой. Поэтому мы установили 100 рублей.

На эти деньги закупали продукты, фасовали их по пакетам и развозили людям. Вчера должны были еще 600 пакетов раздать. Развозкой занимается в основном молодежь. Это наши прихожане, волонтеры. Ни за бензин, ни за работу они денег не берут.

— Как и за развозку прихожан после молитв?

— Вы о такси «Рамазан»? Это мы сами придумали. Но за пример взяли Саудовскую Аравию, центральную мечеть аль Харам. В Саудовской Аравии, довольно-таки богатой стране, нет общественного транспорта. Там не ходят автобусы, там только такси. И, кстати, не очень дорогое. Потому что бензин недорогой. Когда приходит 27-я ночь Рамазана, ночь предопределения, в этой мечети собирается очень много людей – несколько миллионов. Сама мечеть вмещает около 900 тысяч, и все дворы рядом заполняются. Люди всю ночь молятся. После ночи поклонения и молитв они устают, им хочется спать. И в эту ночь таксисты всего города работают бесплатно. Вот такой у них обычай – развозить бабушек, дедушек, всех молящихся бесплатно.

Мы взяли это за пример. Обратились к нашей молодежи, к тем, кто имеет «железных коней», и попросили: давайте будем развозить верующих целый месяц. Молодые же тоже приходят в мечеть. Но после молитвы они садятся в машины и едут домой. А бабушки и дедушки идут на трамвай или добираются до дома вообще пешком. Сейчас автомобили есть у многих, и все равно 2-3 места свободных в салоне остается. Водители-прихожане согласились. И мы объявили людям, что будет работать бесплатное такси.

Разделили прихожан по трем точкам. Те, кому добираться в 36-й микрорайон, выходят к магазину «Райхан». В другом месте собираются те, кому на Сююмбике или на проспект Мира.

Обычно на организацию у нас уходит несколько дней. А потом каждый водитель уже знает своих пассажиров. И каждая бабушка знает своего водителя и свою машину. Сразу после молитвы подходит к нему, садится. Вот так целый месяц мы бесплатно развозили наших прихожан.

В чем плюс такого такси? Во-первых, это связь молодежи с пожилыми людьми. У многих бабушки живут где-то там,в районах. И внуки могут посещать их от силы раз-два в год. А тут – живое общение.

Во-вторых, так молодежь зарабатывает очень много молитв старших. Старому человеку улыбнись – он полчаса за тебя молиться будет! Поэтому пока они везут стариков, те за них молятся – пусть Аллах вам здоровья даст, детей воспитанных, чтобы вы были такими же счастливыми, как мы…

И потом, это благое дело. Люди должны помогать друг другу. В чем самый большой плюс нашего такси? В том, что именно из-за него многие пожилые люди приходят по вечерам в центральную мечеть. В Казани многие бабушки и дедушки не могут ходить на ночные молитвы. Почему? Потому что не знают, как будут обратно добираться. А у нас приходят, потому что знают, что их довезут. Знают, что им не нужно будет стоять долго на остановке или идти потом минут 40 домой. Кстати, несколько районов республики переняли наш опыт.

— На месяц Рамазан пришлось очень важное событие в жизни мусульман Нижнекамска — открытие центра «Ихсан».

— Этот центр мы строили недолго, но долго к нему шли. Года три назад уже начали обращаться к руководству города и района, обсуждать вопрос с аксакалами, выбирать здание. Было несколько вариантов. Но где-то здание оказалось ветхим. Где-то его можно было восстановить, но из-за того, что это муниципальное имущество, возникли сложности с оформлением документов. И вот когда мы два с лишним года «отскитались», на прошлый Ураза-байрам сели с мэром Нижнекамска Айдаром Метшиными вместе с аксакалами предложили свое здание. Прямо на территории центральной соборной мечети.

Мы с самого начала планировали центр с отдельным – не через центральный – входом и въездом. Центр построен для достойных проводов умерших мусульман в последний путь. И не нужно, что эту процессию видели все.

Мы предоставили свой проект, мэр дал согласие. И после этого мы начали работать со спонсорами. Построили центр всего за полгода. Это единственный за всю мою работу объект (а мне приходилось разные мечети строить, и медресе тоже), когда я не ходил с протянутой рукой. Люди сами пришли, все спонсоры сами нашлись. И это единственный объект, который мы завершили без долгов. У нас даже деньги остались. Что это значит? Это значит, что люди этого центра ждали. Люди в этом центре нуждались.

Вот мы несколько лет назад начали строить мечеть. Конечно, там объем другой и расходы другие – раз в 10 больше. Даже раз в 15, наверное. И все же… За несколько месяцев сделать все – и проект, и дизайн, да еще чтобы деньги остались – это очень хорошо.

Оставшихся денег хватает на половину автомобиля. Бабушки и дедушки сейчас собирают деньги на вторую половину. Хотим купить хороший микроавтобус примерно за 1 млн рублей. Прихожанам нужно собрать еще 500 тысяч. На днях ко мне два спонсора обратились и предложили свою помощь в покупке автомобиля. Но я им сказал, что у нас пока бабушки и дедушки собирают. Пусть они соберут, а потом, если не хватит, спонсоры могут добавить.

— У центра будет собственный катафалк?

— Да, бабушки и дедушки хотят, чтобы это была наша, «мечетьевская» машина. Поэтому люди так живо и откликнулись. Центр уже начал потихоньку работать.

— Достаточно ли в Нижнекамском районе мечетей?

— Если брать по всей республике, во всех крупных татарских деревнях мечети уже построены. Другое дело, что в некоторых деревнях они маленькие. И большие мечети сегодня там уже строятся. И есть деревни, изначально русские, но в которых сейчас проживает много татар, и они хотят построить у себя мечеть. Из маленьких деревень у нас нет мечети в Средних Челнах. Там сейчас как раз фундамент ставят, бабушки и дедушки на строительство деньги собирают. Алла бирса, через год-два и там будет своя мечеть. В Верхних и Нижних Челнах есть, осталось только в Средних.

Вот в Сухарево тоже мечеть построили. Хотя это и русская деревня, но сейчас там живет много татар. И сами татары решили строить. В Шереметьево в мечети внутренние работы делают, она практически на 70 процентов уже построена.

Много просьб из Борков. Там тоже много татар, и люди не знают, к кому обращаться, когда, к примеру, мусульманин умирает. Обычно жители села священнослужителя из Каенлов приглашали. Но это же неправильно.

У нас сегодня много интернациональных деревень. В том же Ташлыке, Шингальчах немало русских. То же самое в Борках. В ближайшее время там обязательно нужно мечеть построить.Пусть село красуется и храмом и мечетью.

— А как обстоит дело с городом?

— В Нижнекамске не хватает мечетей. В сравнении с другими городами республики мы сильно проигрываем. В Набережных Челнах, по—моему, уже больше 15 мечетей. В Казани – 60 мечетей. В Альметьевске, насколько я знаю, уже 12 или 13 построено. Даже взять Нурлат – там 7 или 8 мечетей, в Кукморе – 6 мечетей. В этих городах намного больше мечетей приходится на татар. В Нижнекамске половина жителей города – этнические мусульмане. Ребенок рождается – им же надо куда-то идти. Помолиться — опять нужно куда-то идти.

Сейчас стоит задача достроить вторую мечеть по улице Гагарина. На очереди южная часть города. Там тоже нужно строиться. Мечети и храмы пусть будут небольшими, но близкими. Потому что в Центральную Соборную мечеть, например, ходят старики из 36-го микрорайона. И им не так-то просто добраться до мечети и обратно. Летом утренняя молитва у нас начинается в 2 часа ночи. А общественный транспорт в это время не ходит.

— Одно время в мечети очень мало народу ходило. В некоторых районах количество прихожан в мечетях не превышало 2%. Как сейчас с наполняемостью?

— В деревнях мало людей ходит в церкви и в мечети. А в городах очень много людей посещают их. Взять, к примеру, ту же Казань. В пятницу выберите любую из мечетей и увидите, что там не в здании – уже во дворе молитвы читают. Не хватает мест. А ведь там 60 мечетей!

В Нижнекамске тем более их не хватает. Конечно, у нас не так много приезжих, как в Казани. Там представителей азиатских стран много. В Нижнекамске большая часть прихожан —это наши, местные татары. Но в пятницу у нас мест тоже не хватает. Уже на лестницах читаем молитвы. Где—то около полутора тысяч человек приходит.

— А сколько вмещает центральная мечеть?

— Центральный зал рассчитан на 800 человек. Это по проекту 800, на самом деле заходит процентов на 10—15 больше. Есть еще два женских зала, которые могут вместить 500 человек. По праздникам мы стелим ковры на брусчатку и прямо на брусчатке читаем молитвы.

— Вы упомянули о том, что сегодня уже нет чисто русских и чисто татарских деревень. Как складываются у вас отношения с представителями православия?

— Здесь многое зависит от первых лиц. Мы много лет работаем и с Благочинным города, отцом Иоанном и с настоятелями. Проводим вместе благотворительные форумы, акции, встречи. И никакого недопонимания между нами за все это время не было. Да и народ-то у нас, Слава Всевышнему, мирный. Если не будет людей, которые специально приедут, чтобы народ будоражить, все будет хорошо.

— Не хотелось бы напоминать, но Закамская зона раньше считалась вотчиной религиозного экстремизма…

— Закамский регион, если посмотреть историю, всегда более активным был. Да, были нападки, были обвинения. Но мы со своей стороны всегда были открыты для диалога. В том числе и для наших оппонентов, которые обвиняли нас в чем-то. Мы всегда говорили: давайте сядем за стол переговоров и обсудим, если мы в чем-то неправы. Мы это говорили и нашим правоохранительным структурам, и тем, кто занимается внутренней политикой в республике, руководителям духовного управления, которые тогда работали.

Но, к сожалению, чтобы сесть за стол переговоров и прийти к чему-то – этого так и не произошло. Сейчас у нас хорошие отношения и с нынешним муфтием Камилем Самигуллиным, и с Духовным управлением мусульман. Мы работаем вместе. Если задача поставлена, чтобы здесь был ханафитский мазхаб – он должен быть. Конечно, не за один день.

Мы часто говорим про межрелигиозную толерантность, терпимость. Это когда ты не согласен со своим соседом, но уважаешь его выбор. Ты оставайся при своем мнении, я – при своем. От этого вражда не должна появляться. Но мы забываем очень важный момент: и внутри конфессии нужна толерантность. Все верующие в один ряд под «равняйсь, смирно!», как в армии, никогда не встанут. Потому что вера связана с душой человека. А сердцу не прикажешь. Добраться до души с помощью каких-то указов, уставов невозможно. С людьми нужно работать, людей нужно убеждать. Конечно, если появляются уже радикальные течения, которые угрожают спокойствию и миру в обществе, ими пусть занимаются специальные структуры. А наше дело – профилактика здоровой части уммы и попытка воспитать тех, кто ошибся. В общем, каждый должен заниматься своей работой.

— Несколько слов о Валиулле Якупове.

— С Валиуллой хазратом я был знаком давно, еще с 1996 года. Когда учился в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия», он был у нас ректором. Мы вместе с ним и на площадь Свободы ходили (смеется). Помню, здание медресе отвоевывали с заочниками, там человек 300 тогда было.

Мы с ним давно дружили. Очень грамотный был человек, очень умный, таких сейчас среди имамов немного. Это был человек, который мыслил действительно очень глубоко. Конечно, он своеобразным был, были у него свои основы и свои принципы, которых он придерживался всегда. И никто не мог его переубедить. Но, видно, где-то очень активным был – поэтому, наверное, все так и случилось.

Когда мы его провожали в последний путь, все были в шоке: вот только вчера он ходил, улыбался, а сегодня его нет… Конечно, большое горе для всех. Но меня порадовало то, что на проводах были все: и те, кто был согласен с ним, и его оппоненты. Потому что все уважали Валиуллу хазрата как умного, интеллектуально подкованного деятеля.

Он многое сделал для республики. Он всегда жил в ногу со временем. Чтобы привлечь побольше молодежи в свою Апанаевскую мечеть, даже бесплатный Wi-Fi там установил. Всегда боролся за времена молитвы, хотя многие имамы его не понимали. Он говорил, что мы неправильно обозначаем это время. До революции за временем строго следили, но затем порядок был нарушен, и этот вопрос не решался до последнего времени. Только после ухода Валиуллы хазрата его идею продолжил нынешний муфтий. Он обратился в Казанский федеральный университет – к специалистам, которые занимаются астрономией. И они, опираясь на траекторию движения солнца, сделали, наконец-то, точный график молитв для каждого района. Камиль хазрат все же добился того, что сегодня в мечетях во всех районах молитвы совершаются в правильное время. Это очень важно.

— Как вы относитесь к запрету на священников с заграничными дипломами?

— Как я понял, зарубежный выпускник может преподавать, но через Духовное управление. Если он пройдет аттестацию, если нужно — переквалификацию или переподготовку и сдаст все экзамены, он может преподавать. Такое у нас практикуется, поэтому многие выпускники зарубежных учебных заведений уже проходят переквалификацию, сдают экзамены. Кто не прошел – тот не преподает.

Сегодня установлена связь с нынешними зарубежными студентами. Бороться с учебой за рубежом пока бесполезно. И в миру люди выбирают. Большинство наших богатых детей отправляют в Англию, Америку, Европу. Хотя политика Америки явно не совпадает с нашей, никаких запретов нет. У нас то же самое. Если учебное заведение не экстремистское, туда будут поступать. Но работать с такими студентами – это наша обязанность. Нужно, чтобы они по земле ходили, чтобы понимали, что это Российская Федерация, а не Саудовская Аравия, не Сирия и не Йемен. Что у нас свой менталитет, свои традиции.

Радует, что нынешний муфтий установил связь со студентами. Как раз в Рамазан прошла замечательная встреча со всеми студентами зарубежных вузов. На вечере разговения в Казани муфтий объяснял, куда студентам лучше идти учиться, какие специалисты нам нужны. Внутри религии тоже много специальностей, религиозных наук. Есть, например, юриспруденция, есть проповедническая деятельность – это уже отдельная специальность. Есть хадисоведение, толкование Корана, филология, тахфиз – это заучивание Корана наизусть. Бывает так, что все сразу на одном факультете учатся, а Татарстану нужны специалисты других направлений. Поэтому муфтий и объясняет, какие именно специалисты нам требуются. Хорошо, когда студенты понимают, что они кому-то нужны, и у них появляется цель.

— О чем говорите на проповедях?

— Когда вы пришли, я как раз готовился к праздничной проповеди. Проповедь пятничная и проповедь праздничная – это разные вещи. На праздничную придет людей в несколько раз больше. И хотелось бы, чтобы прихожане что-то взяли из проповеди, чтобы она запомнилась им.

Поэтому я долго думал, совещался с коллегами-хазратами. В итоге решил всю проповедь построить на одном изречении Пророка. Когда Пророк сидел со своими сподвижниками и разговаривал, в Медине рядом с ними кого-то в последний путь провожали. И когда он увидел похоронную процессию, он сразу встал с места в знак уважения. Один из его сподвижников знал усопшего и сказал: «Он же иудей». А пророк в ответ сказал: «А он что – не человек?» И все сподвижники встали и провожали процессию взглядом до тех пор, пока она не потерялась из виду.

И вот в проповеди я хочу обозначить три пункта. Первый – это цена человека, человеческой жизни. Бог создал людей, и мы должны хранить нашу жизнь и не делать того, что вредит ей. Почему ислам запрещает спиртное? Потому что оно вредит жизни. Почему ислам запрещает прелюбодеяние? Потому что оно разрушает семьи. А когда нет семьи — нет общества. Все шариатские каноны построены на том, чтобы сохранить жизнь человека. Почему ислам разрешает не поститься беременной женщине? Потому что ей должно хватить сил дать жизнь ребенку, поэтому она «льготница». Поэтому Аллах говорит: не постись. После родов женщина 40 дней не молится, с нее снимается обязанность пятикратной молитвы. 40 дней она не постится, она отдыхает, потому что прошла через трудное испытание— рождение ребенка. И еще я хочу первым пунктом обозначить: цена жизни очень высока, и мы не имеем право лишать жизни себя или кого-то. Это только Бог решает.

Второй момент – для нас важна жизнь просто человека. Умерший был иудеем. История жизни Пророка показывает, что у мусульман в Медине было много конфликтов с иудейскими племенами. Но, несмотря на эти конфликты, пророк дал понять всем, что иудей – человек и достоин уважения. Если ты русский, живешь на своей земле, и рядом с тобой украинец, уважь и его. Украинец пусть уважит русского. И это правило касается всех народов. Человека нужно уважать за то, что он человек.

И третье – цена человеческой жизни не теряется даже после смерти. То есть право на уважение человек сохраняет и после того, как уходит в мир иной. Пророк говорил: не ругайте усопших, ибо тем самым вы обидите живых. То есть его родных. Поэтому ругать, поносить усопших – это даже больший грех, чем ругать живых. Вот о чем я хочу говорить на проповеди.

— О политике в мире будете говорить?

— Все, что происходит в Украине, Палестине, Ираке, Сирии – все это и нас касается. Страдает, прежде всего, простой народ. Гибнут дети. Мы должны молиться, чтобы эти войны закончились и люди жили в мире. И должны радоваться, благодарить Всевышнего за то, что живем в мирной стране, в Татарстане, и что у нас нет таких проблем.

Расскажу вам один случай. Он произошел как раз в то время, когда в Абхазии началась война. Моя мама живет в одном из районов Татарстана, в обычной квартире многоэтажного дома. Как-то мы ей меняли дверь. Замок на ней оказался бракованным, и дверь вообще не закрывалась. Пришлось ее снять, а поставить обратно на место не успели. Представьте, уже вечер, двери в квартире нет, мама ночует одна. На улице хоть и тепло, но я сильно переживал: как там мама одна в открытой квартире. Сам бы я – ладно, переночевал бы и без двери. Но мама… Ей же все-таки 60 лет. Поехать к ней я не мог – как обычно, был сильно занят. Одному знакомому звоню, другому – договариваюсь, чтобы купили другую дверь, привезли и поставили. Магазины закрыты. Звоню маме, чтобы как-то ее успокоить, извиниться. А она мне спокойно отвечает: «Успокойся, улым, я тут новости смотрю. Абхазию показывают. Там дома взрывают, люди на улице… А у меня квартира есть, кровать есть. Ладно, ночь без двери переживу, я уже одеяло повесила». Еще десять минут назад она не знала, что делать, а тут новости посмотрела и успокоилась.

Об этом нужно говорить людям. О том, что мир – это хорошо, а война – это всегда плохо.

01 August 2014 15:14:00 0 Комментариев · 2003 Прочтений Для печати

Расскажите своим друзьям:
Комментарии
Добавить
Пожалуйста, зайдите на сайт под своим логином для добавления комментария
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей

Зарегистрируйтесь и войдите

Нет данных для оценки.


Последние активные темы форума
  Форум/Тема Автор Просмотров Ответов Последнее сообщение
Carpet cleanup and alternat...
Сарманово
izihaj 25 0 izihaj
16.11.2017 04:11
Unvanquished uplink credit.
Творчество
ywasipuf 32 0 ywasipuf
11.11.2017 18:48
Discrepancy scrubbers reel...
Просьбы, советы, объявления...
uqaqalyn 35 0 uqaqalyn
08.11.2017 03:42
Rebalanced lengthens cornf...
Сарманово
ahyfohic 42 0 ahyfohic
07.11.2017 20:27
Heavyduty rural declining.
Цифровой мир и Интернет
ucybe 38 0 ucybe
05.11.2017 09:26
Minimal nodes urgently ter...
Сарманово
ixyhyqoni 37 0 ixyhyqoni
05.11.2017 06:50
Roughie abbe supercomputin...
Просьбы, советы, объявления...
egeqyt 62 0 egeqyt
02.11.2017 04:43
Widely disturbances radiog...
Просьбы, советы, объявления...
yqusofa 64 0 yqusofa
29.10.2017 15:08
Vigils reapply degaussing ...
Треп
ezemawib 51 0 ezemawib
29.10.2017 02:18
Whittle ovens foxily amput...
Творчество
yluzizu 65 0 yluzizu
28.10.2017 04:33

Поиск на форуме:
Гость
Имя

Пароль



РЕГИСТРАЦИЯ
НА САЙТЕ


Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
  • Добавить новость
  • Добавить статью
  • Сейчас на сайте off
    Гостей: 9
    На сайте нет зарегистрированных пользователей

    Зарегистрированных: 3338 Новенький(ая): ewivaj
    С Днем Рождения, idujoh!
    С Днем Рождения, Макаров!
    Мини-гостевая off
    Вам необходимо зарегистрироваться.

    доктор
    01.11.2017 17:46 [No.10185]
    сармановский сайт забывается...тишина...
    Спартак
    24.09.2017 22:03 [No.10184]
    ГОБЛИНЫ атакуют форум сайта!!!
    лесной
    03.07.2017 23:17 [No.10183]
    В небе, истошно галдя, летают огромные стаи воронья, из сотен, если не тысяч особей. Зачем? Почему? Птицы чуят приближение чего-то нехорошего?
    лесной
    03.07.2017 16:59 [No.10182]
    "Лета в России уже не будет. Прогноз погоды неблагоприятный". В общем собираем чемоданы в Турцию...
    Мухтар
    15.06.2017 18:55 [No.10181]
    Круто на откатах работает администрция района. Все Сарманово в траншеях, отличные бордюры меняют, водопровод, типа... Районным ворам не хватает денег. Пилят бюджет по-наглому.
    Архив гостевой
    Фото. Топ-10 off
    Рейтинг ЛС off
    Последнее фото off
    Обмен ссылками off
    Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с позицией редакции сайта!!!
    Обращаем внимание на необходимость ссылки на сайт при цитировании
    Обратная связь с редакцией сайта
    71587860 уникальных посетителей

    Copyright © and Produced by Sarmanda.ru © 2004-2017